Томаззо Джованни Альбинони (8 июня 1671 – 17 января 1751) итальянский композитор и скрипач эпохи барокко.
Условно музыкой барокко называют множество существовавших в течение 150 лет (1600—1750 (год смерти Иоганна Себастьяна Баха) стилей композиторов Западной Европы. В первый раз этот термин был применен к музыке в 1746 году французским священником и ритором Ноэлем Антуаном Плюше. Затем его можно было встретить в «Музыкальном словаре» французского просветителя Жан-Жака Руссо (1768 год). Каждый из них под словом «барокко» подразумевает «странную», «необычную», «причудливую» музыку доклассической эпохи. В «Музыкальном словаре» немецкого музыкального теоретика и лексикографа Генриха Кристофа Коха (1802 год) слову barock сопутствуют такие качества музыки как «спутанность», «высокопарность», «варварская готика». Гораздо позже итальянский философ-атеист Бенедетто Кроче в «Истории итальянского барокко» (1929 год) утверждает, что «историк не может оценивать барокко как нечто позитивное; это чисто отрицательное явление… это выражение дурного вкуса».
Факты биографии
Из биографии Альбинони сохранились лишь отрывочные данные.
Он происходил из семьи богатого купца и венецианского патриция Антонио Альбинони.
В юности изучал скрипку и пение.
1694 году он посвятил свой Opus 1 соотечественнику-венецианцу, кардиналу Пьетро Оттобони (внучатому племяннику папы Александра VIII), который был влиятельным покровителем нескольких композиторов в Риме, в частности, Корелли. В 1700 году Альбинони поступил на службу к герцогу Мантуи Фернандо Карло в качестве скрипача. Ему он посвятил свой Опус 2, собрание инструментальных пьес. В 1701 году он написал Опус 3, ставший очень популярным, и посвятил его Великому герцогу Тосканскому Фердинанду III.
Он стал известен как оперный композитор в Венеции, Генуе, Болонье, Мантуе, Удине, Пьяченце и Неаполе. Одновременно он в большом количестве создавал инструментальную музыку. До 1705 года он писал преимущественно трио-сонаты (сонаты для трех инструментов: двух скрипок и баса) и скрипичные концерты, позже, до 1719 года сочинял соло-сонаты и концерты для гобоя.
Последние годы жизни Томаззо Джованни Альбинони провел в родной Венеции, где и умер в 1751 году в возрасте 79 лет от сахарного диабета.
Местом его погребения стал венецианский Собор Святого Марка.
Адажио соль минор
Гораздо больше, чем о самом композиторе известно о его Адажио соль минор, которое, благодаря своему трагически-надрывному звучанию с чувством безысходной скорби заняло прочное место в траурных плей-листах всего мира.
Знаменитое произведение было опубликовано в 1958 году первым биографом композитора Ремо Джадзотто, который утверждал, что реконструировал его на основе крохотного фрагмента, который он обнаружил за несколько лет до этого (1945 год).
Найденный фрагмент, согласно предисловию Джадзотто к первому изданию Адажио, содержал басовую партию и два фрагмента партии первой скрипки общей продолжительностью шесть тактов. Первая публикация пьесы целиком была озаглавлена: Ремо Джадзотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Альбинони.
Любопытно, что многие музыкальные критики, основываясь на том, что звучание Адажио стилистически существенно отличается от произведений барокко, считают, что это мистификация Джадзотто, который решил приписать собственное произведение любимому композитору.
Как бы то ни было, Адажио соль минор (сочиненное или приписанное Альбинони) продолжает триумфальное шествие по миру.
В настоящее время существует множество переложений Адажио, которое первоначально было написано для струнных инструментов и органа, для различных инструментов (саксофон, баян и др.), а также для голосового вокализа (пение без слов) и для пения на слова различных поэтов, вдохновленных красотой музыки.
Используется оно и в массовой культуре, например, как фоновая музыка в фильмах («Галлиполи», 1981), а также в телепрограммах и рекламе.
Итальянский дирижер Ино Савини оркестровал Адажио и сам впервые исполнил его в чешском городе Острава в 1967 году с Филармоническим оркестром Яначека (чешский композитор). Аккордовое шествие, поддерживаемое органом, скорбные струнные, безысходная тема у сольной скрипки, трагическая нота произведения с идеей прощания, моментом необратимости – все это оценили по достоинству рокеры, поп-звезды разной величины. Тонны ремиксов штурмом брали вершины всевозможных хит-парадов.
Благодаря использованию гитаристом Ингви Мальмстином в Icarus Dream Suite Op. 4 (1984) сыграло значительную роль в формировании современного неоклассического металла.