Картина “Анатом” немецкого художника Габриэля Макса – прекрасное и атмосферное полотно. Талант его автора, кроме великолепной техники, еще и в том, что картина включает эмоции, заставляет задуматься. О чем же?
На картине изображены мертвая девушка, лежащая на секционном столе, и средних лет мужчина, пристально и задумчиво смотрящий на нее. Девушка молода и красива, мертвенно бледна, ее губы и веки тронуты трупной синевой. Картина написана в темных тонах, и труп девушки, покрытый белой накидкой – единственное светлое пятно на холсте. На первый взгляд, картина производит несколько неприятное впечатление. Рассмотрим, какова природа этого впечатления.
Во-первых, для большинства людей изображение смерти является табу, поскольку оно напоминает им об их собственной смертности. Люди боятся смерти и не желают думать о ней, их естественная защитная реакция – отвращение и отторжение. Они ограждают себя от принятия факта смерти, то есть, в конечно счете – от понимания существования.
Во-вторых, изображение трупа молодой девушки бросает вызов привычному отношению к смерти, ассоциирующейся со старостью и болезнью. Молодость всеми признана как расцвет — накопление сил для роста и развития, красота — как совершенство, а потому — живущая вечно. А под смертью обычно понимают абсолютный конец — невозможность продолжения, и просто как то, чего нет. Поэтому “умереть молодой и прекрасной” представляется нам онтологическим оксюмороном, не имеющим под собой смысла и от которого разум желал бы отвернуться.
Возможно, об этом думает анатом, сидящий над трупом. А может – и нет. К чему он придет, рассматривая труп? Вряд ли к пониманию смысла жизни — ибо в трупе ее нет. И не к пониманию красоты и юности, ведь это формы самовыражения жизни. Возможно, он приблизится к пониманию сути смерти? Да, анатом может установить причины смерти тела, но как он постигнет смерть? Ведь постижение – это живой опыт, а смерть есть то, что уничтожает условия переживания самой себя.
Так что значение образа мертвой красавицы на полотне Макса можно истолковать и так: умирают не только старые и изнуренные – молодые и прекрасные умирают тоже. Смерть неизбежна, час ее неизвестен, и это, по сути, лишает смысла построение каких-то глубоких систем размышлений о ней. Все, что важно для нас – осознать неотвратимость Смерти. И это совершенно поменяет нашу жизнь в лучшую сторону.
А мёртвая девушка на картине “Анатом” – как невеста под белым покровом. Невеста смерти накануне свадьбы.