Эффигия | Музей Мировой Погребальной Культуры

Эффигия

Эффигия (от лат. effigies), или скульптурное надгробие — скульптурное изображение усопшего, выполненное из камня, металла или дерева. Выполнялось в лежащем, коленопреклонённом или стоящем виде. Тип эффигий с лежачими статуями называют гизантами, от французского “gésir” – покоиться. Очень часто фигуры изображаются со скрещенными на груди руками или соединёнными в молитве ладонями.

Эффигии устанавливались в церквях и дополнительно украшались. Рельефные и расписные панно вместе с эффигиями составляли единые композиции – погребальные монументы. Такие монументы с эффигиями делались для монархов, высокопоставленных чиновников, духовенства, рыцарей и богатых женщин. Эффигией также называли восковую куклу усопшего, которая использовалась в ритуальных целях.

Наиболее ранним известным случаем использования королевской эффигии следует считать похороны Эдуарда II (1327 год), после чего такая практика стала регулярной для англичан. Кости и плоть английского короля, согласно обычаю (лат. mos teutonicus), были раздельно доставлены из Руана (возможно, из Сен-Дени) в Вестминстерское аббатство, а эффигия, что заменяла тело монарха, покоилась при этом на крышке гроба.

Во Франции эффигии стали применяться значительно позже и под влиянием англичан. Первый известный случай относится к погребальной церемонии Карла VI (1422 год). В последующем практика использования эффигии во Франции частично обновлялась (Карл VIII, 1498 год) и достигла новой стадии в похоронной процессии Франциска I (1547 год), повторенной и в ходе погребения Карла IX (1574 год). Именно тогда эффигия впервые была использована для церемонии презентации тела покойного монарха в официальных одеждах и под государственными символами. В течение одиннадцати дней функцию презентации тела усопшего выполняла изготовленная по этому случаю эффигия, изображавшая Франциска I, облачённая в парадные одежды государя. Водружённой на специально сооруженный постамент, выставленный в salle d’honneur, ей прислуживали первые люди королевства, подавая привычную еду монарха. На двенадцатый день эффигию заменил гроб с телом монарха. При этом, изготовленные для похоронной процессии Генриха VII и его сына Генриха VIII эффигии с этой целью не применялись.

Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. В средневековой Европе существовал обычай публичной казни эффигии преступника, в случае, когда ему удавалось скрыться от правосудия. Предполагалось, что эта процедура окажет негативное влияние на личную судьбу преступника.

фото из открытых источников