Эффигия | Музей Мировой Погребальной Культуры

Эффигия

Эффигия (от лат. effigies), или скульптурное надгробие — скульптурное изображение усопшего, выполненное из камня, металла или дерева. Выполнялось в лежащем, коленопреклонённом или стоящем виде. Тип эффигий с лежачими статуями называют гизантами, от французского “gésir” – покоиться. Очень часто фигуры изображаются со скрещенными на груди руками или соединёнными в молитве ладонями.

Эффигии устанавливались в церквях и дополнительно украшались. Рельефные и расписные панно вместе с эффигиями составляли единые композиции – погребальные монументы. Такие монументы с эффигиями делались для монархов, высокопоставленных чиновников, духовенства, рыцарей и богатых женщин. Эффигией также называли восковую куклу усопшего, которая использовалась в ритуальных целях.

Наиболее ранним известным случаем использования королевской эффигии следует считать похороны Эдуарда II (1327 год), после чего такая практика стала регулярной для англичан. Кости и плоть английского короля, согласно обычаю (лат. mos teutonicus), были раздельно доставлены из Руана (возможно, из Сен-Дени) в Вестминстерское аббатство, а эффигия, что заменяла тело монарха, покоилась при этом на крышке гроба.

Во Франции эффигии стали применяться значительно позже и под влиянием англичан. Первый известный случай относится к погребальной церемонии Карла VI (1422 год). В последующем практика использования эффигии во Франции частично обновлялась (Карл VIII, 1498 год) и достигла новой стадии в похоронной процессии Франциска I (1547 год), повторенной и в ходе погребения Карла IX (1574 год). Именно тогда эффигия впервые была использована для церемонии презентации тела покойного монарха в официальных одеждах и под государственными символами. В течение одиннадцати дней функцию презентации тела усопшего выполняла изготовленная по этому случаю эффигия, изображавшая Франциска I, облачённая в парадные одежды государя. Водружённой на специально сооруженный постамент, выставленный в salle d’honneur, ей прислуживали первые люди королевства, подавая привычную еду монарха. На двенадцатый день эффигию заменил гроб с телом монарха. При этом, изготовленные для похоронной процессии Генриха VII и его сына Генриха VIII эффигии с этой целью не применялись.

Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. В средневековой Европе существовал обычай публичной казни эффигии преступника, в случае, когда ему удавалось скрыться от правосудия. Предполагалось, что эта процедура окажет негативное влияние на личную судьбу преступника.

фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *