В Новосибирском Музее Мировой Погребальной Культуры вы можете увидеть фрагмент-реплику величайшей скульптуры средневекового скульптора Микеланджело Буонаротти и оценить талант мастера. Оригинал этого произведения искусства стоит в Базилике Святого Петра в Ватикане – там, где находят свое последнее пристанище Папы Римские. Подробнее об этой скульптуре – далее.
Так выглядит оригинал пьеты “Оплакивание Христа”, признанный искусствоведами одной из величайших скульптур современности. Пьета (от итал. pietà — «жалость») – это иконографическое изображение канонической сцены оплакивания Девой Марией Иисуса, снятого с креста. Известны художественные пьеты работы Тициана, Ван Гога, Рогира ван дер Вейдена.
Свою пьету “Оплакивание Христа” Микиланджело создал в возрасте 24 лет в 1499 году для гробницы французского кардинала Жана Билэра. А в XVIII веке скульптура была перевезена в Ватикан и установлена в усыпальнице высших иерархов Римской Католической Церкви – в базилике св.Петра.
Ватиканская Пьета — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.
Мастер осознанно пошел на нарушение традиции и изобразил Богоматерь юной, тем самым оттенив ее особую духовную чистоту. Высокая одухотворенность образа Марии, благородная сдержанность ее чувства лишают трагическую тему оттенка безысходности, сообщая скорби молодой матери просветленный характер.
Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.
Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери. По степени законченности и проработки деталей Пьета превосходит практически все прочие скульптурные произведения Микеланджело.
Оценить все великолепие этой работы можно в Ватикане, а пока вы туда не доехали, можно посмотреть на фрагмент скульптуры у нас в музее. Это официальная точная копия, поэтому все особенности оригинальной работы и мастерство автора переданы очень точно.