Фотовыставка «Перед вечностью» открылась в Минске. Автор – некрополист из Бреста Иван Чайчиц. В экспозиции – фотографии из семейных архивов. По словам автора, раньше было принято делать снимки покойного.
Коллекция похоронных снимков собиралась постепенно. Кто-то из собеседников признавался, что из суеверий сжег такие фото, кто-то решился передать их исследователю.
Посмертные изображения в Европе были популярны до появления фотографии. Тогда покойников рисовали художники.
В Викторианскую эпоху покойника усаживали и фотографировали будто живого. У нас умершего так не беспокоили, он оставался в гробу. Вокруг гроба выстраивалась родня усопшего. Потом снимки раздавали соседям, высылали родственникам, которые живут далеко.
Без интернета и мобильных телефонов похоронные снимки были источниками информации не только об умершем, но и о том, как его проводили.
Музыканты на церемонии прощания присутствовали обязательно.
Самый старинный снимок в коллекции сделан в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века. На снимке – похороны мальчика.
На еще одном снимке с похорон младенца надпись «Умер Толенька». Похоронный снимок мог быть единственным у младенца. И это все, что осталось у родителей на память.
Иван Чайчиц видел на кладбищах посмертные снимки детей, прикрепленные прямо на памятники.
Многие удивляются: зачем хранить снимки, например, мертвого, а не живого и здорового прадеда. А прадед мог работать всю жизнь и кормить семью. И ему было просто жалко денег на фотографию.
Большинство снимков в коллекции сделано в советские годы. Несмотря на времена атеизма, часто на похоронах, особенно в деревнях, соблюдались религиозные обряды.
На многих снимках видно, что голову покойнику специально поворачивали в сторону фотографа — чтобы запечатлеть человека в последний раз.
Кроме постановочных встречаются репортажные снимки с похорон. В деревнях люди фотографировались только по двум поводам – свадьба и похороны. И на свадьбы, и на похороны люди старались прийти нарядными.
У каждого снимка с похорон может быть своя история. Пример — фотография, сделанная в Бресте в советские годы.
В 1970-х годах мужчина услышал объявление городских властей: часть католического некрополя пойдет под строительство железнодорожных ремонтных мастерских. Если кто-то хочет, может сам выкопать своих родственников и перенести в другое место. Мужчина своими руками выкапывал супругу и детей.
На многих фотографиях с похорон есть дети. Иногда они стоят прямо у гроба, не плачут, не вырываются. Детей отправили к гробу, чтобы они запомнили образ деда, отца или матери, брата или сестры. Сегодняшних детей стараются оградить от погребения. В результате, похороны для них становятся шоком.
На многих снимках процесс похорон выглядит спокойным, чинным, благородным.
https://news.tut.by/society/581008.html