«Реквием» написан на традиционный латинский текст, с небольшими изменениями, внесёнными самим композитором. Произведение состоит из 10 частей:
- Requiem et Kyrie. Introït
- Dies iræ. Prose — Tuba mirum
III. Quid sum miser
- Rex tremendæ
- Quærens me
- Lacrimosa
VII. Offertoire. Chœur des âmes du Purgatoire
VIII. Hostias
- Sanctus
- Agnus Dei
Общая продолжительность звучания – около 90 минут.
Это монументальное сочинение потребовало необычного по величине и составу оркестра. Необычность состояла в том, что в него входило огромное количество ударных: 8 литавр, 2 больших барабана, 4 тамтама, 10 пар тарелок. Основной оркестр был дополнен четырьмя, находящимися за кулисами. В них входили медные духовые: 4 корнета, 4 тромбона, 2 тубы в первом; по 4 трубы и тромбона во втором и третьем; в четвертом к ним добавлены еще 4 офиклеида (инструменты, по внешнему виду напоминающие фаготы). Исполнителей на струнных было 108 человек: 50 скрипок, 20 альтов, 20 виолончелей и 18 контрабасов. Хор насчитывал 210 человек; кроме того, в одной из частей предполагалось соло тенора.
Беспокойный, драматический характер «Реквиема» отличает его от двух других наиболее известных произведений этого жанра реквиемов Моцарта и Верди. Даже те части, в которых предполагается скорбная и лирическая музыка, у Берлиоза звучат, скорее, отчаянно, гневно, протестно. Здесь почти нет распевных, задушевных мелодий, зато широко используются хроматизированные вокальные темы и речитатив на одной ноте.
«Реквием» – произведение со сложной драматургией: в нем нет единой линии развития, преобладают скачки и резкие смены эмоций, построенные на контрастах, сопоставлении разных начал: повествовательного, драматического, лирического. Собственно, в этом и заключался талант и необычность Берлиоза как композитора.