Гектор Берлиоз – французский симфонист мирового масштаба
Композитора Гектора Берлиоза по праву называют первым французским симфонистом мирового масштаба. Ведь во Франции вплоть до последней трети XIX века писались, в основном, оперы. Берлиоз буквально взорвал музыкальную жизнь Парижа своей «Фантастической симфонией». Кроме того, Берлиоз – первый композитор французской национальной школы. Все его предшественники, писавшие оперы по-французски, были либо немцами, либо итальянцами.
Берлиоз принадлежал к направлению романтизм. Герои его музыки – страстные борцы.
Как и другие романтики, он увлекался революционными идеями, обработал «Марсельезу», посвятил монументальные композиции – «Реквием» и «Траурно-триумфальную симфонию» – героям Июльской революции 1830-го года.
Луи Гектор Берлиоз (11 декабря 1803 – 08 марта 1869) – французский композитор, дирижер, музыкальный критик.
Родился в провинциальном городе Ла-Кот-Сент-Андр на юго-востоке Франции в семье врача.
Детские годы провел в провинции, где слышал народные песни и познакомился с древними мифами. Начал заниматься музыкой в 12 лет, тогда же он стал писать небольшие композиции и аранжировки. Из-за запрета отца, Берлиоз никогда не учился играть на фортепиано. Он научился хорошо играть на гитаре, флажолете (старинная флейта высокого регистра, свирель) и флейте. Он изучал гармонию только по учебникам без преподавателя.
По настоянию отца стал учиться медицине, но вскоре бросил университет, чтобы серьезно заняться музыкой.
Поначалу занимался самообразованием, затем поступил в Парижскую консерваторию.
Начиная с 1828 года, Берлиоз начал писать критические статьи о музыке.
В 1830-м году Берлиоз окончил консерваторию.
В 1833 году Никколо Паганини попросил Берлиоза написать концерт для альта с оркестром, где сам Паганини намеревался выступить в качестве солиста. Так появилась симфония «Гарольд в Италии» с солирующим альтом.
16 декабря 1838 года, после концерта, на котором Берлиоз дирижирует «Фантастической симфонией» и симфонией «Гарольд в Италии», Пагании бросается перед ним на колени и в слезах восторга целует ему руки. На следующий день Берлиоз получает письмо от Паганини, где тот называет его преемником Бетховена, и чек на двадцать тысяч франков.
С триумфом Берлиоз выступал в России (1847 г., 1867-1868 гг.).
В 1850 году композитор стал главным библиотекарем Парижской консерватории. В 1856 – был назначен членом Академии искусств.
Смерть и похороны
На закате жизни Берлиоза преследовали одни потери: в 1860 умерла младшая сестра Адель, в 1862 году – жена, в 1864 – в возрасте 26 лет скончалась последняя возлюбленная, Амели, а в 1867 Берлиоз лишился и единственного сына Луи, который был капитаном торгового судна и во время стоянки в Гаване заболел желтой лихорадкой (болезнь, переносимая насекомыми) и умер. После этой утраты Берлиоз так и не смог восстановиться.
Болезнь длилась долго (со смерти сына и до марта 1869 года).
В последние месяцы жизни Берлиоз фактически превратился в тень самого себя и. скорее, напоминал скелет, нежели живого человека.
К марту он теряет память. Последними осмысленными словами был его ответ друзьям.
Они, отдавая себе отчет, что смерть композитора не так уж далека решили утешить его, солгав, что наконец-то к нему пришло признание во Франции (композитор при жизни был
признан практически во всей Европе, кроме родной страны), но даже на смертном одре Париж не признал его. На это Берлиоз ответил:
«Слишком поздно! Они идут ко мне, но я, я ухожу».
Больше он не произнес ни одного слова. Ничего не понимал, ничего не слышал.
В половине первого дня 8 марта Гектора Берлиоза не стало.
В свидетельстве. Составленном мэрией Парижа, говорилось:
«Смерть Луи-Гектора Берлиоза, 9 марта 1869 года.
Префектура департамента Сены. Выписка из подлинной книги регистрации смертей IX округа Парижа.
Вторника девятого марта тысяча восемьсот шестьдесят девятого года в один час тридцать минут пополудни. Акт о смерти Луи-Гектора Берлиоза, сочинителя музыки, члена Института, офицера ордена Почетного легиона, шестидесяти пяти лет от роду, родившегося в Ла-Кот-Сент-Андре (Изер), скончавшегося вчера в полдень по месту своего жительства, вдовца после первого брака с Генриеттой Смитсон, также вдовца после второго брака с Марией-Женевьевой Мартин. Вышеупомянутый акт составлен в присутствии и по заявлению Л. Луи Морана, домовладельца, пятидесяти двух лет от роду, и Жана Ладона, служащего, пятидесяти трех лет от роду, проживающих оба в Париже по улице Сен-Map, в доме 22, которые в качестве свидетелей подписались вместе с нами. Леон Онэ, помощник мэра, кавалер ордена Почетного легиона и т. д. …»
Похороны Луи Гектора Берлиоза, состоявшиеся 11 марта, были, по свидетельствам современников, самыми заурядными. О погребении было объявлено в извещениях, наскоро отпечатанных на дешевой бумаге.
Тело композитора везли на катафалке низшего разряда, только с двумя лошадьми. Ничего общего с той пышностью, которой Франция окружила похороны немца Мейербера и итальянца Россини. Гениального маэстро родина провожала с равнодушием, близким к презрению.
На черном покрове гроба был только один венок – от Гренобля – единственного города Франции, проявившего внимание к смерти композитора.
Перед траурной процессией несколько музыкантов из Национальной гвардии играли похоронный марш – традиционная почесть офицеру Почетного легиона, каковым являлся Берлиоз. Колесницу сопровождали несколько академиков.
Отпевание проходило в церкви Троицы, где не было никаких знаков траура и скорби.
Гроб установили на невзрачном постаменте, освещенном зеленоватым светом четырех свечей.
Пока погребальное шествие двигалось к кладбищу, молодая женщина, облаченная в траур, с лицом, скрытым под длинной темной вуалью, преклонила колени перед могилой, в которой скоро должен был упокоиться великий композитор, и бросила в нее венок из красных роз. Когда погребальная колесница приблизилась, женщина быстро исчезла. Это была племянница Гектора Берлиоза.
Сразу за этим почтительным знаком последовало малоприятное событие: когда похоронная колесница проезжала через кладбищенские ворота, лошади понесли, музыканты, сопровождавшие шествие, попадали, катафалк опрокинулся на ближнюю могилу. Лошадей удалось успокоить с большим трудом.
На панихиде немногочисленные друзья композитора славили покойного и говорили о необычайности его судьбы.
На другой же день после похорон Гектора Берлиоза французский композитор Эрнест Рейер решил воздать тому, кого считал своим учителем, дань уважения, достойную его
своему великому гражданину, ярким маяком сверкавшему в искусстве за ее пределами.
На кладбище Монмартр Берлиозу был поставлен весьма скромный памятник.
Траурные произведения Гектора Берлиоза
Мы поговорим о двух из них: «Траурно-триумфальной симфонии» и «Реквиеме».
Траурно-триумфальная симфония
1840 год. Десятая годовщина июльской революции во Франции, вошедшей в истории также под названием Второй Французской революции или «Трех славных дней». Накануне юбилея было решено перенести прах погибших в мавзолей на площади Бастилии. Для сопровождения перенесения министерство попросило Берлиоза написать симфонию.
Маэстро подходит к задаче, естественно, творчески. Концепция произведения, без сомнения, великолепна! Каждой его части отведена своя роль.
Первая часть – марш – должна звучать во время шествия. Это, своего рода. Повествование о событиях трех дней восстания.
Вторая – своего рода, траурная речь без слов, должна была сопровождать перенесение праха погибших.
Далее должен был следовать «Апофеоз», звучащий в момент установления триумфальной колонны, который должен вселить в публику эмоциональный подъем и гордость.
По решению Берлиоза, исполнять все это должен духовой оркестр, ибо он лучше всего может подчеркнуть триумфальность произведения. Выбор падает не просто на духовой оркестр, а военный.
Композитор нанимает на исполнение военный оркестр в двести человек и дирижирует им в костюме гвардейца с саблей в руках. Однако… Шум и непригодная для музыки акустика улиц и площади, людской гул и абсолютно равнодушное отношение к музыке разрушило и траурность, и триумфальность симфонии.
Но концертное исполнение симфонии имело огромный успех!
Реквием
В 1837 году пэр Франции Адриен де Гаспарен учредил денежную премию для ежегодного присуждения молодому композитору, которому поручалось сочинить духовное музыкальное произведение. Его выбор пал на Гектора Берлиоза. Как раз в то время правительство специальным декретом установило ежегодное исполнение траурной мессы в память жертв Июльской революции 1830 года. Было решено, что во время первого торжества должно прозвучать новое произведение. Исполнение должно было состояться в Доме инвалидов; предполагалось приурочить его к годовщине смерти маршала Мортье, погибшего от взрыва при покушении на жизнь короля Луи-Филиппа, и других жертв террористического акта 1835 года.
Берлиоз с радостью взялся за работу, поскольку ему давно хотелось создать грандиозное произведение, которое он представлял себе в исполнении 500 или 600 музыкантов. Работа шла быстро; Композитору пришлось даже использовать нечто вроде нотной стенографии, чтобы успевать записывать. 29 июня 1837 года «Реквием» был завершен. Берлиоз посвятил свое произведение его заказчику – де Гаспарену.
Начались репетиции, но внезапно церемонию отменили.
В октябре того же года Берлиоз неожиданно узнаёт, что 5 декабря в Доме инвалидов состоится траурная церемония захоронения останков генерала Дамремона, павшего при взятии Константины (завоевания Франции в Алжире). С большим трудом Берлиоз добивается разрешения исполнить на церемонии своей «Реквием».
4 декабря состоялась генеральная репетиция; на следующий день – публичное исполнение, после которого газета «Фигаро» издевательски написала:
«Итак, предстоит услышать «Заупокойную мессу», которая вот уже два года стучит во все могилы знаменитостей, но ей упрямо отвечают: «Не туда попали». Наконец месса нашла себе покойника или покойников».
«Реквием» написан на традиционный латинский текст, с небольшими изменениями, внесёнными самим композитором. Произведение состоит из 10 частей:
- Requiem et Kyrie. Introït
- Dies iræ. Prose — Tuba mirum
III. Quid sum miser
- Rex tremendæ
- Quærens me
- Lacrimosa
VII. Offertoire. Chœur des âmes du Purgatoire
VIII. Hostias
- Sanctus
- Agnus Dei
Общая продолжительность звучания – около 90 минут.
Это монументальное сочинение потребовало необычного по величине и составу оркестра. Необычность состояла в том, что в него входило огромное количество ударных: 8 литавр, 2 больших барабана, 4 тамтама, 10 пар тарелок. Основной оркестр был дополнен четырьмя, находящимися за кулисами. В них входили медные духовые: 4 корнета, 4 тромбона, 2 тубы в первом; по 4 трубы и тромбона во втором и третьем; в четвертом к ним добавлены еще 4 офиклеида (инструменты, по внешнему виду напоминающие фаготы). Исполнителей на струнных было 108 человек: 50 скрипок, 20 альтов, 20 виолончелей и 18 контрабасов. Хор насчитывал 210 человек; кроме того, в одной из частей предполагалось соло тенора.
Беспокойный, драматический характер «Реквиема» отличает его от двух других наиболее известных произведений этого жанра реквиемов Моцарта и Верди. Даже те части, в которых предполагается скорбная и лирическая музыка, у Берлиоза звучат, скорее, отчаянно, гневно, протестно. Здесь почти нет распевных, задушевных мелодий, зато широко используются хроматизированные вокальные темы и речитатив на одной ноте.
«Реквием» – произведение со сложной драматургией: в нем нет единой линии развития, преобладают скачки и резкие смены эмоций, построенные на контрастах, сопоставлении разных начал: повествовательного, драматического, лирического. Собственно, в этом и заключался талант и необычность Берлиоза как композитора.