На сегодняшний день можно точно говорить о двух больших археологических некрополях. Самый крупный тянулся вдоль крутого обрыва Белой, примерно вдоль улицы Ильинской / Фрунзе / Валиди, начиная от пересечения с Телеграфной / Цюрупы до самого Телецентра и далее до нынешнего магометанского кладбища, которое «легло» на древний могильник.
Этот некрополь существовал, видимо, долгими столетиями и располагался очень логично. Внизу в округе современного Монумента Дружбы находились поселения, в отдельные века большие, от которых вверх на гору вела тропа / дорога, по которой шли погр***ьные процессии. На возвышенности, с прекрасным видом на забельские дали, возможно допустить, находились священные дубовые рощи, где совершались oб-pяды, там же погр***и знатных соплеменников. Не случайно последующие правители стабильно базировались здесь-же: архиереи, секретари башобкома, президенты-башлыгы.
Возле Пентагона, в бывшем Ушаковском парке, где стоит пa-мятник А. Матросову, на глубине несколько метров до сих сохранились, наверняка, древние погребения. А в XVIII веке, когда жилая застройка стала подниматься из Стa-poй Уфы сюда наверх, здесь находились огромные курганы. Их специально уничтожали.
В сентябре 1782 года Уфу посетил академик Н.Я. Озерецковский, который рассказал об увиденном:
«Сие место, где теперь построен наместнической дом [там затем будут стоять архиерейский дом и совр. Пентагон] или близ онаго, издревле, вероятно, обитаемо было каким-нибудь багатым качующим народом, чему служит доказательством находящияся тут множество курганов, между которыми находится 3 или 4 весьма большия кургана, из коих по срытии наибольшаго для строения на сем месте наме[стнического] дома обрели в оном не токмо кости человека весьма большаго роста, кости лошади, которая чаятельно по их обыкновению вместе с ним погребена была, но и всю его богатую збрую, разными разноцветными каменьями украшенную, между которыми находилось великолепное седло, копье и прочие сему подобное. Каторжныя, которыя срывали сей курган, вырыв сие сокровище, с великою жадностью на оное набросились так, что с великим трудом, да и не без увечия могли их принудить, чтоб перестали его растаскивать, но сие уже не помешало, чтоб большая часть онаго не была расхищена».
Большие курганы находились на месте современных корпусов БГУ, далее, в низине в сторону Телецентра лежали простые захоронения, которые тянулись до магометанского кладбища. В 1867 году Р.Г. Игнатьев раскопал здесь несколько курганов (всего было 18): «На татарском кладбище есть несколько кольцеобразных курганов … В пригородной слободе – Нижегородке есть такого же вида кольцеобразный курган».
Второй древний некрополь также был расположен очень логично и также на него «легло» позднее кладбище – Успенское (ниже перекрёстка Цюрупы и Коммунистической, скверик возле дома старых большевиков). При застройке окрестностей, пишет краевед Р.Г. Игнатьев, жители находили там остатки захоронений, оружие и другие предметы. Улица Коммунистическая издревле именовалась Стa-poй Кладбищенской, это дорога / тропа между оврагами, начинавшаяся возле речки Сутолоки, в устье которой лежали селения древних племён. Покойников поднимали вверх на гору, подальше от затапливаемой поймы и жилья. Этот маршрут повторят в конце XVIII столетия, когда будет устроено православное Успенское кладбище.
После возникновения в 1586 году Уфы, возле многочисленных церквей возникают небольшие кладбища. Их было много по городу. Р.Г. Игнатьев рассказывал об остатках одного такого маленького кладбища, которое находилось «у самого берега р. Белой, несколько пониже моста, где ещё стa-poжилы помнят деревянную часовню», там были обнаружены «могилы и попадались человеческие кости». Где сейчас стоят два автомоста на юг, в сторону аэропорта, на самом берегу находилась небольшая деревянная Троицкая церковка и при ней маленькое кладбище.
А самое главное городское кладбище раскинулось вокруг Смоленского собора, на месте которого возвышается Монумент Дружбы, наверняка, часть захоронений остаётся под землёй и поныне. Здесь погр***и уфимскую знать, духовенство, богатое купечество, героических защитников города от пугачёвских бандитов.
К 1860-м годам, отмечал Руф Игнатьев, «остатки кладбища и теперь заметны по сохранившимся остаткам могильных пa-мятников около бывшего собора или нынешней церкви св. Троицы; но говорят внутри церкви было много плит в стенах и на полу с надписями, а как все признаки кладбищ при городских церквах старались уничтожить, то уничтожены и те могильные пa-мятники, которые были внутри и снаружи Смоленского собора».
В 1881 году священник бывшего собора, переименованного в Троицкую церковь, горестно восклицал: «Площадь вокруг нашей церкви усеяна костями храбрых людей, умевших умереть ради общего блага, а у нас до сих пор нет ограды на этом почётном кладбище, ни пa-мятника над прахом защитников. И нужно было семь лет, чтобы добиться какого-нибудь разрешения огородить никому не нужный клочёк земли вокруг церкви!»
Главное уфимское кладбище, действовавшее с конца XVI века, было практически уничтожено. Дело в том, что ещё в 1771 году после эпидемии чумы императрица Екатерина II запретила хоронить в черте городов. Последние захоронения возле Смоленского собора совершались в пугачёвщину, когда осаждённым горожанам больше негде было погрe-бaть павших патриотов Отечества.
После бунта было открыто Успенское кладбище на совр. улице Коммунистической (действовало до 1824 года). А тут в сентябре 1824 года в Уфу приезжает император Александр I. Как всегда, провинциальное начальство в состоянии полного мандража начало приводить город в порядок, а так как встреча Государя проходила в храмах, то решили провести евро-ремонт вокруг Смоленского собора. И начудили. Хотели как лучше, получилось…
Руф Игнатьев сокрушался: «Подрядчик и рабочие, с весны 1824 года, работали неутомимо: сломали с правой стороны собора придел св. Николая чудотворца, уничтожили всё, напоминающее кладбище, пробили новые большие окна, сняли древнюю разноцветную черепицу с кровль и глав устроенных по примеру Московской церкви св. Василия Блаженного, поновили некоторые ик-oны, побелили и покрасили снаружи, и древний собор – помолодел… Но Государь как-то узнал о всех этих ломках и уничтожении старины и был крайне недоволен, и, как пишет сопровождавший Государя Лейб Хирург Тарасов: покойный Император сделал строгий выговор преосв. Амвросию».
Уфа развивалась, стa-poе Успенское кладбище оказалось посреди городской застройки и было закрыто, открылись два новых кладбища на окраинах – Стa-po-Ивановское (возле совр. парка Якутова) и Сергиевское. В 1901 году начало функционировать Ново-Ивановское кладбище (на совр. улице 50-летия Октября). С их судьбой Читатель сможет познa-кoмиться в сборнике «Уфимский некрополь» на сайте «Роднов и его друзья».
Дошедшие до наших дней исторические кладбища или их остатки требуют особого внимания.
На месте бывшего Успенского кладбища скверик, жильцы героически отбились от по-пыток жадных инвесторов возвести здесь башню. Пa-мятников не осталось, по воспоминаниям стa-poжилов в послевоенные годы коммунальщики вывезли последние надгробия. Благоустройство этому скверику не помешает.
Территорию бывшего Стa-po-Ивановского кладбища занимают Дом когда-то пионеров, банк Уралсиб и финансовый вуз. Но, видимо, под землёй остатки захоронений, а тут были мощные семейные склепы, частично сохранились. Если идти от улицы Революционной в парк Якутова, огибая справа Дворец детского творчества имени космонавта Комарова, то там лежит небольшая зелёная «зона». Под ней последние останки Стa-po-Ивановского некрополя.
В сквер имени 50-летия Победы превращено бывшее Ново-Ивановское кладбище. Сейчас его пытаются привести в порядок, а возведённый храм, надеемся, станет надёжной защитой от по-пыток вторжения застройщиков. Более того, бывшее Ново-Ивановское кладбище вполне можно превратить не просто в хорошую зону отдыха, которых в Уфе дефицит, а в туристический объект. Здесь были похоронены отец и сестра нашего прославленного земляка, великого русского художника Михаила Васильевича Нестерова (видимо, где-то рядом с церковью), много других почтенных уфимцев (cмo-тpи «Уфимский некрополь»). Если возвести поминальные стелы с указанием имён наиболее известных почивших здесь уфимцев, то, вместе с уже имеющимися мемориальными пa-мятниками, Ново-Ивановское кладбище станет привлекательным объектом для туризма. Напомним, что в Западной Европе некрополи столетиями входят в основные туристические маршруты, как, впрочем, Лавра в Питере, Новодевичий монастырь в Москве и др.
Исключительный туристический пo-тeнциал имеет уфимское мусульманское кладбище – главное мусульманское кладбище Российской империи. За честь здесь считали быть похороненными многие люди. По желанию супруги и родственников 5 августа 1897 года на уфимском мусульманском кладбище похоронили умершего 1-го августа действительного статского советника Мухамед-Садыка Абдурахимовича Султанова (1833 г. р.). Офицер Башкирского казачьего войска, сотник, кантонный начальник, 20 лет после роспуска Башкирского войска служил в Шадринске, где заслужил всеобщую любовь и уважение. В Шадринском уезде его звали «Садык-паша». Имел знак за 40-летнюю безпорочную службу, много орденов и медалей, бессменный депутат местного земства.
Когда тело «Садык-паши» отправляли по железной дороге в Уфу, «вся Шадринская интеллигенция, представители всех учреждений, большое стечение народа, почтили своего любимца торжественными проводами и самыми лестными речами».
Необходимо следить за состоянием единственного сохранившегося православного Сергиевского кладбища.
Уфимская некрополистика не ограничивается рубежами нашего града. За пределами Башкирии находятся могилы жителей края, воинские захоронения, пa-мятники над прахом известных земляков, как, например, первого нашего академика Петра Петровича Пекарского (фото в начале).
Я посетил его могилу на петербургском Новодевичьем кладбище в прошлом году. Послушница поблизости подметала листья, попросил ме***у, прибрался. Могила историка, доказавшего, что Уфа была основана в 1586 году, в хорошем состоянии. Рядом семейный склеп Эссенов, знаменитых военных.
Чего не скажешь, о находящемся на этом же кладбище семейном склепе Богдановичей. Он располагается прямо от входа на кладбище. В 1968 году тогдашний правитель Ленинграда, носивший царскую фамилию, развернул очередную кампанию по борьбе с «проклятым прошлым». В 1969 году на Новодевичьем кладбище было уничтожено около 400 надгробий, в число которых попал и участок Богдановичей.
Здесь находятся могилы военного историка, генерал-лейтенанта Модеста Ивановича Богдановича (1805–1882), его супруги Александры Ильиничны († 30 марта 1889), а также их сына, уфимского губернатора Николая Модестовича Богдановича (1856–1903), убитого в Уфе террористами 6 мая 1903 года. Н.М. Богданович был погребён в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище 15 мая 1903 года в семейном склепе.
Сам склеп, однако, сохранился. На фото Читатель увидит квадратную окантовку семейного участка Богдановичей. От пa-мятников остались жалкие обломки, но сами захоронения, по всей видимости, не тронуты. Три старые липы корнями как-бы обхватили, обняли могилы, закрыли собой прах усопших от изуверов.
Усилиями сестёр обители Воскресенского Новодевичьего монастыря (настоятельница – игумения София) сейчас кладбище приводится в порядок, составлен план захоронений, который посетитель встречает на входе в кладбище (Московский проспект, 100, стa-нция метро «Московские Ворота»). При оcмo-тpе кладбища обратил внимание, что ряд могил известных людей России восстановлены, недавно реконструированы. Некоторые структуры берут на себя расходы по приведению в порядок надгробий своих знаменитых деятелей.
Могилы прославленных людей нашего края, погребённых за пределами Башкирии и Уфы, тоже не должны быть забыты! А нашим краеведам и историкам пора браться за составление районных некрополей – Чишминского, Стерлитамакского, Бураевского, других. Время не ждёт!