История траура и полутраура в костюмах | Музей Мировой Погребальной Культуры

История траура и полутраура в костюмах

В Средние века скорбь начала зависеть от сословия. Чем выше ранг знатной особы, тем внушительнее должен быть траур. В 1765 году в Париже даже вышла книга «Правила траура в хронологическом порядке». Собственно, в XVIII-XIX веках во многих европейских странах скорбели согласно с этой книгой, но с некоторыми отклонениями (если только вдова всё-таки не ушла в монастырь, что на Руси было не редкостью).

Время траура делилось на три части: шерстяной, шёлковый и малый (названия и длительность менялись в зависимости от страны)

В воспоминаниях Я.П. Яньковой (“Рассказы бабушки”) есть интересный отрывок о траурных традициях в конце 18 – начале 19 века:

«Вдовы три года носили траур: первый год только черную шерсть и креп, на второй год черный шелк и можно было кружева черные носить, а на третий год, в парадных случаях, можно было надевать серебряную сетку на платье, а не золотую. Эту носили по окончании трех лет, а черное платье вдовы не снимали, в особенности пожилые. Да и молодую бы не похвалили бы, если бы она поспешила снять траур.

По отцу и матери носили траур два года: первый шерсть и креп, в большие праздники можно было надевать что-нибудь дикое, но не слишком светлое, а то как раз бывало оговорят: „Такая-то совсем приличий не соблюдает: в большом трауре, а какое светлое надела платье”.

Первые два года вдовы не пудрились и не румянились; на третий год можно было немного подрумяниться, но белиться и пудриться дозволялось только по окончании траура. Также и душиться было нельзя, разве только употребляли одеколон. Общество как будто разрешает женщине вернуть себе полную красоту. Хотя стоит отметить, что покрой траурных платьев всегда соответствовал моде.

 

Когда свадьбы бывали в семьях, где глубокий траур, то черное платье на время снимали, а носили лиловое, что считалось трауром для невест. Не припомню теперь, кто именно из наших знакомых выходил замуж, будучи в трауре, так все приданое сделали лиловое разных материй, разумеется, и различных теней (фиолетово-дофиновое — так называли самое тёмно-лиловое, потому что французские дофины не носили в трауре чёрного, а фиолетовый цвет, лиловое, жирофле, сиреневое, гри-де-лень и тому подобное)”.

О траурных традициях в 19 веке:

Существовали разные степени траура. Самым строгим был траур вдовы по покойному мужу. В течение года и одного дня женщина должна была носить исключительно чёрное платье и накидку из бомбазина – смеси шерсти и шелка. Платье должно было быть почти полностью покрыто крепом. Вдова должна была носить траурную шляпку с вдовьим чепцом, и вуаль из крепа. Письма она должна была писать на специальной бумаге с чёрной каймой.

 

Спустя 12 месяцев вдова могла заменить покрытое крепом платье на другое – из чёрного шелка, с отделкой из крепа. Спустя еще полгода можно было окончательно избавиться от крепа и носить простое чёрное платье. Через два года после смерти мужа вдова могла перейти к так называемому полу-трауру. В одежде, в дополнение к черному, появлялись другие цвета – серый, бледно-лиловый (лавандовый), розовато-лиловый, фиолетовый, серые и белые полоски. Можно было сменить и украшения – на жемчуг и аметисты. Некоторые вдовы так и не переходили к полу-трауру и всю оставшуюся жизнь носили чёрное. В течение первого года траура вдова была полностью выключена из жизни общества. Она не могла бывать на приемах и обедах, посещать театр. Считалось дурным тоном просто появляться на людях.

Полутраурное платье.
Полутраурное платье.
Париж, Франция. 1889-1892
The Victoria & Albert Museum

Королева Виктория носила траур по мужу Альберту 40 лет. Историки называют его самым длинным в мире. Горничная каждое утро вносила в комнату принца новый костюм, а ванну ежевечерне наполняла водой; на столике у кровати 40 лет простоял стакан, из которого Альберт пил в последний раз. Ещё одним рекордсменом по трауру была супруга императора Александра III. Мария Федоровна скорбела 33 года.

Ходит легенда, что своё «маленькое чёрное платье» Коко Шанель создала в память о своём возлюбленном Артуре Кейпеле, ведь носить официальный траур ей было запрещено: Коко не являлась его официальной женой.

Траурное платье. 1912
Траурное платье.
Лондон, Великобритания, 1910-1912 гг.
The Victoria & Albert Museum

Напоминаем, что у нас есть целый зал, посвященный исторической моде, в том числе траурной. Выставка пользовалась огромной популярностью на прошедшей Ночи Музеев. Ждем в гости!