Скрытые подводные камни крайне популярного поджанра портретной живописи. Ну и опять: какими фильтрами пользуются художники, предоставляя нам готовую картинку? Все ли лгут, и почему лгут?
В прошлый раз, когда мы угадывали по портретам, какие люди женаты, про вот это изображение королевы кто-то написал, что можно было догадаться, что картина написана уже после ее смерти, по тому, какое у нее выражение лица и как она не встречается с мужем глазами. Это не железное доказательство, но оно породило во мне желание рассказать о том, как устроен жанр «посмертного портрета», и какие в нем есть нюансы.И вот вам несколько портретов одних и тех же людей. Сможете ли вы угадать, какой из них написан с живого человека, а какой с покойника?
***
Что это такое? «Посмертные портреты» (posthumous portraits) — совершенно нормальные картины, изображающие совершенно нормальных «живых» людей. То есть это отнюдь не «портреты на смертном одре», когда художник изображал труп. Нет, просто это картина, необходимость в создании которой возникла, когда модель уже ушла из этого мира.
Например, как я в прошлый раз говорила, если человек решил, что в пандан к портрету папы нужен и портрет мамы. Или если дворец надо украсить великолепным портретом построившего его императора, а все имеющиеся — какие-то мелкие.
Важный нюанс: эти посмертные портреты пытаются сохранить портретное сходство, то есть основаны на реальном образце, портретике или зарисовочке, сделанном с натуры, при жизни. Если подобного нет, и новосозданные портреты целиком от балды нарисованы (как Рюрик и Олег в «Царском титулярнике» XVII века, или там Эль Сид в испанской портретной галерее предков XIX века), то это — вымышленные, «ретроспективные портреты».
Иногда их легко можно определить, иногда тяжело (в большинстве случаев это просто копии картин, написанных при жизни; их не считаем, нам нужны оригинальные авторские концепции). Давайте попробуем вычленить некоторые их черты.
Например, покойник на новом портрете, призванном его прославить, обычно более прекрасен, чем в картине, написанной с натуры. Поскольку художник уже знает, чем тот знаменит (и почему потребовалась картина), его будто окружает некий ореол славы. Кожа даже как-то по-другому может сиять. Мы явно видим, что тут герой или предок. Ну, либо покойная жена, написанная для опечаленного и до сих пор влюбленного вдовца.
Еще картина может более вылизанной, парадной, наполненной говорящими атрибутами, превращаясь уже не в портрет, а некое историческое полотно практически с сюжетом. У персонажа может быть чересчур задумчивое выражение лица (говорящее о том, что он уже не от мира сего).
На картине могут быть атрибуты, свидетельствующие о смерти (например, душа = птица). Важный ключ (который сгодится только эрудированным в искусстве), если картина по стилю живописи не подходит к той эпохе, когда жил персонаж.
Иногда видно, что голову со старого, «настоящего» портрета будто вставили в новую картину.
Вообще, если у вас есть шанс сравнить два портрета одного и того же человека, то более красивый, выигрышный, запоминающийся — скорее всего будет именно посмертным, поскольку его автор будет вдохновлен исторической важностью персоны, и этого талантливого художника скорей всего нанимали специально для этого заказа, искали.
А обычный портрет, изображающий современника, будет изображать просто «человека», и писал его не специально нанятый гений, а просто любой автор, который работал в том районе в те годы.
Итак, приступим к игре! Какая из этих картин написана с натуры, живого позирующего человека, а какая — уже после его смерти, на основе облагороженной старой картины?
1. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного (годы жизни 1449−1492)
2. Портрет поэта Шелли (1792−1822)
3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503−1539)
4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841−1870)
Правильные ответы:
1. Портрет Лоренцо Медичи Старого (1449−1492)
а) Посмертный. Худ. Дж. Вазари, 1533−4
б) Худ. Гирландайо. Фрагмент фрески в капелле Сассетти, ок. 1485
2. Портрет поэта Шелли (1792−1822)
а) А. Клинт с оригинала 1819 года
б) Посмертный. Худ. Джозеф Северн, 1845
3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503−1539)
а) Посмертный. Худ. Тициан, 1548
б) Худ. Виллиам Скротс. 1530-е
4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841−1870)
а) Автопортрет. Ок. 1867.
б) Посмертный. Худ. Ренуар. 1885
Как, получилось? Какие мысли возникли при анализе? Делитесь, пожалуйста, очень интересно мне пытаться понять, правильно ли я излагаю.
Автор shakko-kitsune.livejournal.com, гражданский журналист