Как понять, что для портрета позировал покойник | Музей Мировой Погребальной Культуры

Как понять, что для портрета позировал покойник

© shakko-kitsune.livejournal.com

Скрытые подводные камни крайне популярного поджанра портретной живописи. Ну и опять: какими фильтрами пользуются художники, предоставляя нам готовую картинку? Все ли лгут, и почему лгут?

В прошлый раз, когда мы угадывали по портретам, какие люди женаты, про вот это изображение королевы кто-то написал, что можно было догадаться, что картина написана уже после ее смерти, по тому, какое у нее выражение лица и как она не встречается с мужем глазами. Это не железное доказательство, но оно породило во мне желание рассказать о том, как устроен жанр «посмертного портрета», и какие в нем есть нюансы.И вот вам несколько портретов одних и тех же людей. Сможете ли вы угадать, какой из них написан с живого человека, а какой с покойника?

***

Что это такое? «Посмертные портреты» (posthumous portraits) — совершенно нормальные картины, изображающие совершенно нормальных «живых» людей. То есть это отнюдь не «портреты на смертном одре», когда художник изображал труп. Нет, просто это картина, необходимость в создании которой возникла, когда модель уже ушла из этого мира.

Например, как я в прошлый раз говорила, если человек решил, что в пандан к портрету папы нужен и портрет мамы. Или если дворец надо украсить великолепным портретом построившего его императора, а все имеющиеся — какие-то мелкие.

Важный нюанс: эти посмертные портреты пытаются сохранить портретное сходство, то есть основаны на реальном образце, портретике или зарисовочке, сделанном с натуры, при жизни. Если подобного нет, и новосозданные портреты целиком от балды нарисованы (как Рюрик и Олег в «Царском титулярнике» XVII века, или там Эль Сид в испанской портретной галерее предков XIX века), то это — вымышленные, «ретроспективные портреты».

Иногда их легко можно определить, иногда тяжело (в большинстве случаев это просто копии картин, написанных при жизни; их не считаем, нам нужны оригинальные авторские концепции). Давайте попробуем вычленить некоторые их черты.

Например, покойник на новом портрете, призванном его прославить, обычно более прекрасен, чем в картине, написанной с натуры. Поскольку художник уже знает, чем тот знаменит (и почему потребовалась картина), его будто окружает некий ореол славы. Кожа даже как-то по-другому может сиять. Мы явно видим, что тут герой или предок. Ну, либо покойная жена, написанная для опечаленного и до сих пор влюбленного вдовца.

1) Ж. М. Натье. «Портрет Петра I», 1717 год (прижизненный)

2) П. Деларош. «Портрет Петра Великого». 1838 (посмертный)

Еще картина может более вылизанной, парадной, наполненной говорящими атрибутами, превращаясь уже не в портрет, а некое историческое полотно практически с сюжетом. У персонажа может быть чересчур задумчивое выражение лица (говорящее о том, что он уже не от мира сего).

На картине могут быть атрибуты, свидетельствующие о смерти (например, душа = птица). Важный ключ (который сгодится только эрудированным в искусстве), если картина по стилю живописи не подходит к той эпохе, когда жил персонаж.

Иногда видно, что голову со старого, «настоящего» портрета будто вставили в новую картину.

Томас Салли. Портрет Джорджа Вашингтона. 1842

Вообще, если у вас есть шанс сравнить два портрета одного и того же человека, то более красивый, выигрышный, запоминающийся — скорее всего будет именно посмертным, поскольку его автор будет вдохновлен исторической важностью персоны, и этого талантливого художника скорей всего нанимали специально для этого заказа, искали.

А обычный портрет, изображающий современника, будет изображать просто «человека», и писал его не специально нанятый гений, а просто любой автор, который работал в том районе в те годы.

1) Джотто. «Портрет Данте» (фрагмент фрески), ок. 1335 (спустя 20 лет после смерти поэта)

2) Боттичелли. «Портрет Данте», 1495

Итак, приступим к игре! Какая из этих картин написана с натуры, живого позирующего человека, а какая — уже после его смерти, на основе облагороженной старой картины?

1. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного (годы жизни 1449−1492)

2. Портрет поэта Шелли (1792−1822)

3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503−1539)

4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841−1870)

Правильные ответы:

1. Портрет Лоренцо Медичи Старого (1449−1492)

а) Посмертный. Худ. Дж. Вазари, 1533−4

б) Худ. Гирландайо. Фрагмент фрески в капелле Сассетти, ок. 1485

2. Портрет поэта Шелли (1792−1822)

а) А. Клинт с оригинала 1819 года

б) Посмертный. Худ. Джозеф Северн, 1845

3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503−1539)

а) Посмертный. Худ. Тициан, 1548

б) Худ. Виллиам Скротс. 1530-е

4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841−1870)

а) Автопортрет. Ок. 1867.

б) Посмертный. Худ. Ренуар. 1885

Как, получилось? Какие мысли возникли при анализе? Делитесь, пожалуйста, очень интересно мне пытаться понять, правильно ли я излагаю.

Автор shakko-kitsune.livejournal.com, гражданский журналист