XIX век – время, когда растут города, а в центре селится «средний класс». Дворяне, чиновники, купцы, профессионалы высокого класса (например, врачи и инженеры), люди творческих профессий могли позволить себе роскошные покупки. Уже в конце XVIII века возникают гостиные дворы, где можно было закупиться в специализированных лавках под одной крышей. Один из первых появился в Санкт-Петербурге в 1785 году. Главное отличие гостиного двора, а затем и универмага, от рынка того времени – твёрдые цены и выдача копии чека. Богатый покупатель получил возможность вернуть или обменять товар, если его не удовлетворяло качество.
Владельцы торговых центров боролись с воровством служащих. В некоторых магазинах купцы выдавали переносные сейфы и лично проверяли кассовые книги по вечерам. Однако даже индивидуальная ответственность не останавливала работников. Один владелец салуна в Огайо, Джеймс Ритти, отплыл на отдых во Францию летом 1877 года. Во время путешествия на пароходе он переживал, что бармены и управляющий ведут двойную бухгалтерию, а его дело может пострадать. Любопытный Ритти скучал в долгом пути. Он договорился с капитаном о посещении машинного отделения, чтобы осмотреть двигатели. Благо, владелец салуна располагал не только подвешенным языком, но техническим образованием.
Как писал Ритти, его осенило: он увидел один из первых тахометров. Достаточно было взять часовой механизм и соединить его с уменьшенным счётчиком оборотов, и контрольное устройство для кассы было готово. Однако Ритти не был заинтересован в серийном производстве и предпочёл продать патент владельцу мастерской по соседству. Впрочем, тот не сумел сделать производство прибыльным, и права перешли кредитору, торговцу углём Джону Паттерсону. Он ввёл в аппарат три новых элемента: рулоны телеграфной ленты, запираемый ящик и звонок. Рулонов было два: на одном выбивали чеки для покупателя, второй вынимал владелец и делал по нему сверку с отчётом кассира за день. Ящик открывался после пробития каждого чека. Звонок привлекал внимание людей в магазине к кассиру. Таким образом, соблазнов своровать денег из кассы стало меньше.
Паттерсон не только вложился в рекламную компанию касс, но и выступал в законодательных собраниях штатов с лоббистскими речами. В конце XIX века во многих штатах установка кассовых аппаратов в местах торговли стала обязательным условием для получения разрешения от налоговой полиции. Паттерсон не только прославился выступлениями с использованием визуального ряда, но и первым сумел наладить полноценную службу технической поддержки с охватом всей страны. Его агенты выезжали во все города. Вскоре огромная компания была переименована в National Cash Register Company. Её название часто сокращали как NCR или просто National.
Тем не менее, монополия Паттерсона пошатнулась в 1911 году. Конкуренты подали на NCR в суд за использование нечестных приёмов конкуренции. Паттерсон публиковал рекламу, где сравнивал кассы NCR с аппаратами иных производителей и указывал их торговые марки. Также был вскрыт сговор NCR с сетью магазинов подержанной техники Watson’s. Те скупали бывшие в употреблении кассы конкурентов и намеренно устанавливали туда детали из менее прочных сплавов. А когда касса ломалась, на пороге фирмы волшебным образом появлялся агент NCR и предлагал купить аппарат National с крупной скидкой. Руководители обеих компаний получили по году тюремного заключения, а доля NCR на рынке заметно сократилась.
Любопытно, что глава сети магазинов Томас Уотсон после выхода из тюрьмы получил работу у главных конкурентов NCR – компании International Business Machines, то есть IBM. Именно эта компания первой выведет электронные кассовые аппараты на рынок Америки и Европы.
Другими крупными конкурентами были производители пишущих машинок. В Музее представлен настольный кассовый калькулятор Underwood Sundstrand модели 8112, выпущенный в 1930-х годах. Единственная доступная операция на нём – сложение. Он был рассчитан на работу с целыми числами и «круглыми» суммами, без разменных монет. Этот представительского вида аппарат приобрело одно английское похоронное бюро.
Более старый кассовый аппарат представляет собой европейскую копию машин NCR. Он был изготовлен в Швеции в конце XIX века для похоронного бюро в Хельсинки. Финляндия входила в то время в состав Российской империи, но на особых условиях. Например, для посещения Финляндии подданным российского императора требовалось получить разрешение в полиции. Собственная денежная единица, финская марка, свободно обменивалась на золото и серебро. Чтобы внести позицию в чек, продавец должен был выставить на ползунках сотни, десятки и единицы, а два других ползунка предназначались для пенсов. После чего он прокручивал ручку аппарата, нажимал клавишу ввода и вносил новые цифры. Когда покупка была совершена, он просто крутил ручку ещё дважды, чтобы аппарат пропечатал общую сумму на чеке. Большинство кассовых аппаратов, изготовленных впоследствии в СССР, копировали принцип действия машин NCR.
Полюбоваться аутентичными кассами вы можете в первом зале Музея, в разделе «Похоронное бюро».