Меланхолия Каспара Давида Фридриха | Музей Мировой Погребальной Культуры

Меланхолия Каспара Давида Фридриха

“Монах у моря” и “Аббатство в дубовом лесу”

ztggboqhuuw
Каспар Давид Фридрих Монах у моря. 1808-1810

Одни из лучших картин Каспара Давида Фридриха (1774-1840, одного из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии), посвященных теме смерти и воскресения.

“Аббатство в дубовом лесу” считают парной работой к картине “Монах у моря”. Впервые обе картины были показаны вместе в Берлинской Академии художеств во время выставки 1810 года. Входили же они в живописный цикл «Четыре времени года», рассказывающий о жизни монаха-скитальца.

ehvrotsnjx0
Каспар Давид Фридрих Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810

Полотна дополняют друг друга и в каждом есть свой глубокий смысл. Если изображенный у моря монах еще принадлежит земной жизни, то на второй картине он уже перебрался в загробный мир.

«Аббатство в дубовом лесу» переносит нас в мистический мир: кладбище с разрытой могилой, мрачная процессия монахов, несущих гроб (которых можно легко спутать с кладбищенскими крестами), деревья без листьев, которые растут на месте сада, развалины некогда красивого монастыря. Казалось бы, лейтмотив – смерть, однако сверху картина освещена ярким мистическим светом восхода солнца, который намекает на грядущее воскресение для жизни вечной. Картина эта своей задумчивостью, темнотой, притягательностью как бы засасывает и поглощает созерцателя, и ты будто сам стоишь перед этими руинами.

Сам пейзаж выглядит совершенно невероятным. Известно, что, работая над ним, Фридрих основывался на собственном опыте пристального наблюдения природы, писал фактически по воспоминаниям (да, аббатство Элдена реально и находится в Германии, построено в 1172 году, но в 1198 разрушено в ходе войны).

Возможно, именно воспоминания о загадочно-молчаливой природе, мистической атмосфере запустения аббатства тесно переплелись с меланхолическим сознанием художника и явились миру в виде завораживающего полотна, очаровывающего наших современников и по сей день, 200 лет спустя. Именно этот образ вдохновляет музыкантов использовать творение Фридриха в качестве обложки альбомов. В основном этот образ берут на вооружения группы грустные, меланхоличные, играющие готик/дум или их производные, смешанные с дэт-металом.

Masochism (брутал-дэт-метал), одноименный ЕР 2006 года
Masochism (брутал-дэт-метал), одноименный ЕР 2006 года
Khthon, ‘Songs on the Grave Side’, 2009
Khthon, ‘Songs on the Grave Side’, 2009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *