Некрологи на улицах Болгарии | Музей Мировой Погребальной Культуры

Некрологи на улицах Болгарии

Согласно исследованиям болгарских специалистов, первый уличный некролог в Болгарии был отпечатан для расклеивания в 1850 году, и пришел в Болгарию как новая мода из Западной Европы.

Некроло́г (греч. νεκρός — мёртвый, λόγος — слово) — один из жанров газетной журналистики. Воплощается обычно в форме небольшого мемориального материала, который публикуется в СМИ по поводу смерти какого-либо недавно ушедшего из жизни человека. Распространённой практикой является также размещение некрологов в учреждениях, где работал покойный, в некоторых странах — на улицах и в общественных местах.

Главная задача некролога — уведомить читателя о смерти человека. Вместе с тем некролог часто содержит в себе описания жизнедеятельности покойного, его заслуги перед обществом, причины смерти. В большинстве случаев современный некролог — это небольшая заметка на одной из последних страниц издания, обычно содержащая в себе соболезнования родным и близким усопшего. Как правило, некролог не отличается большим объёмом, рассказывая о наиболее значимых событиях жизни умершего. Нередко в некролог включается информация о месте и дате погребения умершего. Сама заметка часто обрамляется чёрной рамкой, символизирующей траур.

Точной датировки появления первых некрологов не существует, однако многие исследователи относят первое массовое их появление к периоду 16-17 веков, когда богатые граждане начинают заказывать публикации в стиле уличных некрологов, на которых публиковались имена родственников, даты их рождения и смерти, род занятий либо титул. Позднее в эти некрологи стали включать отдельные факты жизни. Расцвет публикаций некрологов приходится на 19 век, когда газеты стали массово публиковать некрологи всех желающих. Это связывают с именем Джона Тадеуса Делана, редактора газеты The Times, который понял выгоду от подобного вида публикаций. Некрологи в его газетах стали образцами журналистского творчества, которые расписывали достоинства и свершения умершего. Критическая информация о покойном в некрологах, как правило, не публикуется.

На 20 век приходится упадок данного вида публикаций, однако появление Интернета привело к возникновению специализированных компаний, которые стали на коммерческих основаниях публиковать некрологи как в газетах, так и в Интернете. Первой такой компанией стала en:Legacy.com, созданная в 1998 году в США и публикующая некрологи в сотнях газет США и Канады, а также на их сайтах.

Известно, что в 1897 году в Болгарии было даже издано руководство как должен быть оформлен уличный некролог: согласно нему погребальное известие печатается на бумаге с черной рамкой, с крестом или аллегорией смерти. На некрологе нужно было напечатать подробную информацию о родных покойного, когда, в каком возрасте и по какой причине умер покойный, где и когда совершено погребение. Скорбную весть формата А4 предписывалось расклеивать в самых многолюдных местах города.

В сентябре 1940 года вышел запрет на печатание некрологов в газетах (для рядовых граждан) и рост уличных некрологов начал стремительно увеличиваться. Постепенно некролог видоизменился — исчезла информация о родственниках, остались только имя, дата смерти и фото покойного, а также слова адресованные лично ему от скорбящей родни.