Незнакомка из Сены | Музей Мировой Погребальной Культуры

Незнакомка из Сены

Под этим именем в истории остался неопознанный труп 16-летней девушки, найденный в реке Сена в конце 1880 года, с лица которой был выполнен гипсовый слепок. Слепок стал знаменит как образец женской загадочности и красоты.

На теле не было обнаружено никаких следов насилия. В качестве наиболее вероятной причины смерти было предположено самоубийство. Патологоанатом был настолько очарован внешностью девушки, что выполнил гипсовый слепок. По другой версии, слепок выполнен с живого прототипа, а история с мертвой девушкой была придумана автором слепка.

На протяжении нескольких лет в Париже распространились копии отпечатка, которые стали модным атрибутом в богемном обществе. Писатели, поэты и художники черпали вдохновение из образа девушки и посвящали ей свои работы. Альбер Камю сравнивает её улыбку с улыбкой Моны Лизы, поэт и культурный критик Аль Альварес пишет в своей книге, что целое поколение немецких модниц сверяло свою внешность с ней как с идеалом.

Одним из самых ранних поклонников незнакомки из Сены стал английский писатель Ричард ле Гальен, благодаря которому образ мёрт­вой незнакомки впервые появился в европейской литературе. Ле Гальен на­писал повесть «Поклонник образа», где весьма ярко и, скорее всего, очень точ­но описал странное действие, которое оказывал слепок утонувшей незнаком­ки на людей того времени.

Владимир Набоков посвятил неизвестной утопленнице стихотворение “L’Inconnue de la Seine” (1934), в котором говорится, в частности:

“… В без конца замирающих струнах
Слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
Всех бледней и пленительней ты.

Ты со мною хоть в звуках помешкай,
Жребий твой был на счастие скуп,
Так ответь же посмертной усмешкой
Очарованных гипсовых губ.”

Неожиданный поворот произошел в конце 50-х годов 20 века, норвеж­ца по имени Асмунд Аэрдап осенила гениальная идея. Он за­нимался весьма прибыльным делом: владел фирмой игрушек и изготовлял чрезвычайно правдоподобных резино­вых кукол. Именно Аэрдап вдохнул новую жизнь в дело таинственной незнакомки.

Что же он сделал? Всего лишь использовал образ девушки для модульных манекенов-тренажёров по имени Resusсi Anne («Спасённая Анни»), которые широко использовались при обучении спасателей методам реанимации — например, методу «рот-в-рот». Можно смело утверждать, что таким образом лицо прекрасной мёртвой девушки стало самым целуемым в мире.