Кладбищенская скульптура входит в область изучения тафологии – науки о погребениях. Тафология наряду с патологической анатомией является подразделом некрологии. Правда, в научной среде бытует мнение, что такой науки нет и никогда не было, зато есть танатофилия (любовь к символике смерти) – подвид некрофилии. Но тафологи эту точку зрения категорически отрицают.
С тех пор, как кладбище стало не столько местом последнего упокоения для усопших, сколько местом общения с ними для живых (а для современной европейской культуры свойственно именно такое отношение к местам погребения), его внешний вид зависит не от особенностей ритуала и не от представлений о посмертии, не от страха перед мертвецами и не от культа предков, а от моды, идеологии и эстетических предпочтений общества.
В средние века индивидуальное погребение с видимым (и тем более – подписанным) надгробьем считалось совсем необязательным. Важнее был сам факт захоронения в освященной земле – в церкви или как можно ближе к ней. Идеальным вариантом считалось погребение по соседству от места упокоения почитаемого святого (особенно ценились мученики). Из-за нехватки такой святой земли могилы перекрывали друг друга, они были мелкими и опасными с точки зрения эпидемиологии. О постоянном зловонии и говорить не приходится. Епископы постоянно издавали указы об учреждении общественных кладбищ, не связанных с церквями и вынесенных за пределы города (как было в раннем христианстве, пока были живы традиции античных некрополей). Но никто не хотел быть похороненным там, где еще не покоятся ничьи блаженные кости. Общественные кладбища получили распространение лишь в Новое время.
“Жители кладбища не придут с плакатами протестовать, что им данный памятник не нравится. Может, в астральном мире и толпятся протестующие, но крики их не слышны” – говорит современный архитектор Михаил Шемякин. Изменение сакральной и социальной роли кладбищ зависит от изменений восприятия смерти и мертвого тела. А оно, в свою очередь, зависит от восприятия человеческой личности.
В Средневековье знатных людей хоронили в церквях или примыкающих к ним галереях, отстроенных специально для этого. Хоронили под полом, в стенных нишах, в специальных каменных саркофагах с эффигиями, изображающими покойников лежащими (олицетворение вечного сна и покоя – самого древнего и неизменного представления о смерти) или молящимися (погребенный в церкви человек как бы вечно присутствовал на богослужениях. Во Франции эти изображения имели сосредоточенный и суровый вид. В Риме же скульпторы с помощью экзальтированных поз старались передать мистические эмоции молящихся. Так, одна пожилая дама была изображена с руками, сомкнутыми на горле – жест религиозного экстаза). Эти статуи – впервые – имели черты портретного сходства с погребенными. Более того, для их изготовления нередко использовали гипсовые посмертные маски.
“Сельские погосты”
Между XV и XVIII веками сложилась оригинальная модель надгробных памятников среднего класса, предназначенная для кладбищ на открытом воздухе. Это были каменные вертикальные стелы с краткой эпитафией и обязательным крестом. Именно из каменных нагромождений таких памятников состояли первые французские публичные кладбища в XVIII веке.
А вместе с романтизмом начала XIX века пришла новая форма кладбищ – rural cemetery (фр. или англ. “сельское кладбище”). Это должны были быть сады с надгробиями, пасторальные и величественные одновременно. С одной стороны, они были призваны создавать романтическое (в исконном смысле этого слова) уединение, быть местом прогулок и городским “memento mori” (кстати, традиция городских парков восходит именно к этим rural cemetery). С другой стороны они несли идеологию государственного культа мертвых, в безразличии к которому мыслители второй половины XIX века обвиняли католическую церковь. По словам Ф. Арьеса кладбища такого типа должны были “давать ощущение исторической преемственности, вечной укорененности каждого члена общины в социальном целом”. Первыми кладбищами нового типа были парижские Пер-Лашез и Маунт-Оберн, кладбища Мон Парнаса и Монматра.
За сравнительно быстрый срок rural cemetery появились во всех крупных городах просвещенного мира, от Америки до России. Именно им мы обязаны появлением и развитием той причудливой и скорбной кладбищенской скульптуры, любоваться которой мы ходим на старые кладбища. Также в Америке и Европе rural cemetery постепенно превратились в lown cemetery (англ. “кладбище-газон”) – обширные ровные лужайки, где маленькие плиты едва заметны на траве.
Далее мы приведем значения некоторых символов, которые можно увидеть при прогулках по старым кладбищам.
Ангел, стоящий на могиле – как правило, это Ангел-Хранитель усопшего, встречающий и оберегающий его на небесах.
Ангел с мечом – это архангел Михаил, а с трубой (зовущей на Страшный Суд) – архангел Гавриил. Если ангел держит в руке ключи, то это вообще не ангел, но апостол Петр.
Корона – символ бессмертия. В руках Ангела она означает объявление благоприятного вердикта на посмертном судилище.
Херувимы (детские головы с крыльями) чаще всего изображались на детских могилах, однако, если даты жизни погребенного не допускают такой версии, то, скорее всего, имелась в виду чистая душа покойного.
Крылатый череп, возможно, как-то связан с шестикрылыми херувимами. Но символизирует он душу умершего, возносящуюся на небо.
Крылатое колесо или шар обозначают чудесную силу Святого духа.
Песочные часы – классика memento mori. Символизируют всегда одно и то же – время. Лежащие на боку – остановившееся время.
Разрушенная колонна – это жизнь, оборвавшаяся на полуслове. Или семейство, лишенное главы. Или упадок и разрушение рода. Оборвавшуюся жизнь и утрату обозначают так же порванные якорные цепи, сломанные кольца, надломленные ветви.
Ракушка – до сих пор на кладбища часто приносят ракушки – как символ поминовения, странствий в этом и загробном мире. Это одновременно символ смерти и символ Вечной жизни (в Средние века ракушки были связаны со святыми людьми – пилигримами, возвращающимися из паломничества).
Свечи и факелы, горящие – Вечная жизнь, а погасшие – физическая смерть.
Растения, каменные или живые, так же имеют свое символическое значение.
Кипарисы – необходимый атрибут кладбища везде, где растут кипарисы с римского времени. Кипарис символизирует надежду и память.
Анютины глазки – символ смирения и памяти.
Лавр или мирт – символ признания земных заслуг погребенного.
Лилия обозначает невинность умершей.
Крокус – юность и непорочность.
Мак – вечный сон и утешение.
Виноград – один из символов Иисуса.
Папоротник, как и плакучая ива символизирует скорбь об ушедшем.
Плющ обозначает бессмертную любовь и верность.
Шелковица означает обещание скорой встречи с усопшим в живом мире.
Розы, чаще всего встречающиеся на надгробных памятниках, могут иметь любое из вышеперечисленных значений.