Одним из жанров старинного фото является жанр британской фотографии, возникший в XIX и исчезнувший в 20-е годы XX века и называемый «скрытая (или спрятанная) мать». Он представляет собой фотопортрет ребенка возле спрятанной за драпировкой или иным предметом матери.
Чем вызвано появление столь необычного жанра? Современных искусствоведы сходятся во мнении, что причины тому две: несовершенство технической стороны фотографического процесса и особые представления британцев викторианской эпохи о смерти и социальном статусе человека.
Большинство исследователей считают, что главная причина появления подобных фотографий – поведение маленьких детей перед фотокамерой. Напуганные фотовспышкой, они плакали, мигали, начинали грызть свои пальцы, засыпали и пускали слюни. Кроме того, процесс подготовки к фотографированию и самого фотографирования в те времена был весьма затяжным (особенности одежды, скорости передвижения к месту фотографирования, экспонирования). Даже для взрослого человека это весьма утомительно. Что уж говорить о ребенке. Но если со взрослым проблему спокойного сидения перед фотокамерой можно было решить при помощи фиксатора головы, то единственным фотографирования ребенка считалось присутствие матери, удерживающей его.
Но что делать, если ребенок должен быть на фото один? Тут то и понадобилась «скрытая мать».
Мать усаживалась в кресло, фотограф набрасывал на нее ткань, а на колени к ней усаживали ребенка. Матери могли быть запеленуты в одеяла, ковры и парчовую ткань, они поддерживали и удерживали своих детей в качестве единственного объекта съемки, сами скрываясь от камеры. Иногда матери стояли возле ребенка, фотограф снимал их вместе, но затем отрезал ту часть, на которой располагалась мать, или ретушировал ее, а иногда только протянутые ею к ребенку руки, попадавшие в кадр.
Однако есть еще одна причина, по которой мать не должна была попасть в кадр. Многие дети умирали во младенчестве, и единственным воспоминанием о них для родителей становились посмертные фотографии ребенка. В этом случае спрятавшиеся матери незаметно подпирали своих детей, чтобы они могли выглядеть так, будто бы ребенок спит.
Рассматривая подобные фото, испытываешь нечто среднее между ужасом и комизмом. Ужас оттого, что используемые для фотографии в то время сухие желатиновые пластины несут эффект призрачности. Комизм же заключается в том, что полностью фигуру матери скрыть невозможно, и зритель должен очень постараться ее «не видеть».
Есть еще несколько точек зрения, объясняющих возникновение подобного жанра. Возможно, подобная фотография предназначалась для отправки друзьям и родным по случаю прибавления в семействе, в этом случае единственным объектом на фотографии должен был быть ребенок. Предполагают также, что с точки зрения общества, женщина в эту эпоху не считалась достойной внимания даже в сравнении с собственным ребенком. Еще одно предположение, что название жанра и вовсе ошибочно, так как под покрывалами, возможно, скрывались вовсе не матери, а служанки, которые нянчили детей в богатых семьях, и будучи значительно ниже его по своему социальному статусу, они и должны были скрывать свою внешность.
Иногда в роли «спрятанных матерей» могли выступать и отцы, что угадывается по брюкам и ботинкам, в которые обуты данные персонажи. Предполагают, что матери этих малышей умерли при родах. Говорят, также, о том, что женщины были смущены тем сходством, которое имела фотография матери с ребенком на руках с иконографией Мадонны с младенцем, поэтому отказывались участвовать в подобных съемках.
Фото из открытых источников