Загадочный Мадагаскар… Обособленность от цивилизации сыграла свою роль в формировании сознания и культурного восприятия малагасийцев, коренного населения острова.
Например, у них существует не только официальный, но и духовный запрет на уничтожение лемуров. Считается, что именно в них переселяются души умерших предков. Само слово «лемур» на малагасийском означает «дух усопшего». Также с особым уважением принято относиться к старшим, ведь пожилой человек ближе к загробному миру. Потому каждого старика принято приветствовать с особым уважением, сыну запрещено трогать голову отца, младшие не должны проявлять признаки фамильярности к старшим, и даже принимать пищу раньше них. Подобный почет сохраняется и после смерти. “Velona iray trano, maty iray fasana”, – так говорят малагасийцы, что означает: «Живые, мы живем в одном доме, мертвые — в одном склепе».
Родственные узы не следует разрушать с уходом из жизни одного из членов семьи. Именно на сохранение уз направлено празднование фамадиханы – поминального культа, порой шокирующего неподготовленных европейцев. Жители Мадагаскара верят, что люди были сотворены не из праха земного, а из тел их предков. Поэтому фамадихана – это дань уважения тем, кто подарил им жизнь. Также считается, что мертвые не покидают свои тела, пока те не разложатся полностью. До этого момента они могут общаться с живыми.
Фамадихана проводится в сухой сезон, в июне — сентябре. На Мадагаскаре это зимние месяцы: закончены полевые работы, спит природа, а ведь образ смерти — тишина и холод. Церемония должна быть непременно веселой, ведь все это устраивается не в скорбную память о покойнике, а для его удовольствия. А если на церемонию пожалует случайный лемур – значит, усопшему стало особо приятно.
Слово «фамадихана» (famadihana) у нас часто переводят как «переворачивание». Однако это не совсем точно. Наоборот, ведь когда несут «разана» (предка семьи), стараются его не перевернуть. Скорее, это означает «заворачивание» — перепеленание в новый саван, а в более широком смысле — перезахоронение усопших, вторые похороны. Конечно, после первых похорон должно пройти не менее года, чтобы тело усохло. Религиозное действие сопровождается живой музыкой, жертвоприношением животных и всеобщим пиром.
В положенные сроки родственники умерших отправляются на кладбище; к могиле родичи идут обходными путями, делают немыслимые зигзаги — путают следы, дабы смерть не нашла дорогу к живым, ведь последствия контакта с потусторонним миром непредсказуемы. Старейшина клана входит в склеп и по законам неписаного этикета, извиняясь за всё и вся, начинает торжественную речь, в которой сообщает «собравшимся», кого из них ждёт церемония переворачивания. При этом «глашатай» не забывает подчеркнуть, что предстоящая процедура — знак уважения ко всем без исключения усопшим, покоящимся на полках. Так что пусть, мол, остальные не обижаются, придёт и их черёд.
Останки выносят из клепа и несут домой. В сам дом прах вносить запрещено, поэтому его водружают на помост, сколоченный в северо-восточном углу двора. Ближе к вечеру прах спрыскивают водой — «моют». Затем завёртывают в новые полотнища из местного алого шёлка — ламбамена. Затем обёрнутые останки скрепляют шнурами, которых непременно должно быть нечётное число — 5 или 7, но не больше.Далее процессия возвращается на кладбище. Разана укладывают на полку склепа, задвигают входную плиту, замуровывая как следует, чтобы оставить в мире мёртвых. В результате первой фамадиханы предок переходит из “нечистого” мира мертвых в священный мир предков и становится могущественным божественным разана. А ламбамену разрывают на кусочки “на сувениры”,- считается, что она приносит счастье, а бесплодным женщинам – фертильность.
Подготовка к церемонии может затянуться на месяцы: надо пригласить всех родственников, как близких, так и дальних, ближайших друзей и знакомых, а также жителей деревни, откуда родом покойный и где чаще всего находится его родовая гробница. Затем получить разрешение властей на проведение обряда, заплатить специальный налог за каждый перезахороненный труп. И, наконец, приготовить все необходимое: купить ламбамену, циновки, заказать одежду, заготовить пищу и напитки. Много денег уходит на обновление родового склепа, который должен быть красивым и просторным. Поэтому склепы мертвых подчас находятся в гораздо лучшем состоянии, чем дома живых. В общей сложности на одну фамадихану может быть потрачено около $2 000.
Фамадихана является отражением той огромной роли, какую играют в малагасийском сознании узы кровного родства, почтения, которым пользуются старшие по возрасту. Она гармонично вплетается и в представления малагасийцев о продолжении рода. Распространение христианства оказало лишь поверхностное воздействие на традиционные обряды — в большой мере благодаря терпимости христианских церквей. Фамадихана сохранилась в силе, лишь над склепом появился крест.
Однако все-таки цивилизация делает свое дело, 700-летний обряд идет в ногу со временем, модернизируется. Если прежде шикарные церемонии собирали до 2000 гостей, ели, пили и плясали 5 суток, закалывали до 120 зебу, то в новых условиях семья часто приглашает лишь ближайших родственников, а чтобы сократить расходы, зебу не забивают, просто покупают мясо в магазине. Ламбамена все чаще заменяется ламбой из нейлона. Также появилась большая демократичность в одежде: раньше родственники мужского пола обычно были одеты в одинаковые яркие полосатые малабари, в одинаковые соломенные шляпы с широкими полями (satroka penjy), женщины — в разноцветные шелковые платья, праздничные ламбы и как непременный атрибут зонтики одинакового цвета. Все это заказывалось заранее. Теперь же одеваются по-простому — в обычные костюмы, молодежь — часто в джинсах, даже девушки.
Сами обряды уже стали туристическим аттракционом. Вы скажете: какое кощунство! Отнюдь. Во, первых, чем больше народу попляшет на похоронах, тем радостнее будет покойнику. Во — вторых, за счет иностранцев можно хотя бы частично покрыть расходы на церемонию: за смотрины, фотографирование, пляски в общем хороводе взимается плата.