Мало кто знает, что базилик – вечнозеленое пахучее растение – имеет широкое ритуально-магическое применение на Балканах, Карпатах и юге Украины. В основе поверий и легенд о происхождении базилика лежит мотив его произрастания из останков умерших. В некоторых поверьях отражена связь базилика с нечистой силой и духами. В польских травниках XVII в. содержится предостережение нюхать базилик – это считалось опасным, так как базилик способен оживлять духов. Вместе с тем известны и представления, что нечистая сила не любит и избегает базилика. Поэтому место, в которое попала молния (считавшееся нечистым), окуривали базиликом для изгнания вредоносных сил.
Как универсальное охранительное и отгонное средство базилик использовался для украшения людей, построек, животных, предметов домашнего обихода, пищи и т.д. Для этого изготавливали венки, букетики, гирлянды, часто с другими растениями – рутой, самшитом, или брали отдельные веточки, цветы базилика. Ими украшали участников свадьбы: невесту – ее одежду, пояс, голову или головной убор, который она должна была носить еще 40 дней после свадьбы; жениха – прикрепляли базилик к вороту рубахи, к шапке, надевали на головной убор венок из базилика; всех свадебных чинов и гостей – прикалывали на груди, вплетали в волосы, в венки, давали букетики базилика. Часто его держали при себе скрытно, носили за пазухой или зашитым в подол одежды.
В похоронном обряде ветками базилика обкладывали тело умершего; клали их в изголовье покойника; вставляли ветку ему в руки; вплетали в венок умершей девушки, подкладывали под голову умершей женщине или зашивали базилик в подушку. Капанцы Болгарии на голову покойника (независимо от его пола и возраста) возлагали венок из базилика. У южных славян считалось обязательным, чтобы все домочадцы, находившиеся возле покойника, держали в руках базилик, “da ji obmami duva od mrtvaca” (чтобы их не заманила душа мертвеца). Пришедшие проститься с умершим тоже приносили с собой веточку базилика. Известно также болгарское проклятие “Босилек да ти занесат” (“Пусть тебе принесут базилик”), означающее пожелание смерти. После похорон базилик втыкали на кладбище в землю, на Троицу и Духов день укрепляли на могильных крестах; сажали на могилах; во время поминальной трапезы им украшали софру (треногий низкий стол), посуду, обрядовые хлебы и т.п.; в дни поминовения усопших базилик бросали в реку – для умерших.
Базилик использовался также в родильном обряде и при уходе за новорожденным: растение клали рядом с роженицей для облегчения родов, обкладывали им голову младенца для крепкого сна, завязывали в один из углов пеленки от сглаза; на ветки базилика клали плаценту при ее закапывании; при первом пострижении годовалого ребенка на базилик сыпали срезанные волосы.
Характерна роль базилика в обрядах (и повседневных действиях), связанных с водой: с ним ходили за водой; украшали им коромысла, ведра и сосуды, в которых носили или хранили воду; бросали базилик в источники и колодцы при набирании воды. Наиболее типичным было использование веток или пучков базилика в качестве кропила. С помощью веток базилика обрызгивали водой или вином участников свадьбы, крестин, похорон, некоторых календарных обрядов. Как кропило базилик часто применяли в обрядах вызывания дождя при обходах пеперуды, додолы; в Иванов день с его помощью кропили святой водой пашню при обрядовых обходах полей и т.п.
(По статье Усачевой В.В. из первого тома “Славянских древностей” под редакцией Н.И. Толстого)