Сегодня мы рассмотрим процедуру погребения в Тибете. На форму этого обряда оказали влияние два основных момента: природные условия и особенности верований тибетских буддистов. Природа не дала возможности закапывать тело усопшего в землю, потому что очень тонкий слой почвы на скалистой основе копать практически невозможно. Кроме того, на такой земле могут расти лишь немногие виды растительности, что делает древесину очень дорогой, и кремация умершего также становится слишком затратной.
Основная религия Тибета – буддизм, что сыграло важнейшую роль в формировании погребальной традиции. Буддисты верят в перерождение живых существ, поэтому тело покойного воспринимается как “сосуд” и, после того, как его покинет душа, теряет свою значимость и может быть использовано в качестве подношения божествам и духам, которые являются за ним в виде птиц. С их помощью душа умершего отправляется на небеса, где происходит реинкарнация.
Здесь стоит отметить, что не распространялся данный метод только на лам и некоторых других высокопоставленных лиц. Считается, что они могут покинуть свое тело и умереть осознанно, при благоприятном стечении обстоятельств растворяя свое тело в свете. Если нет – их принято бальзамировать и покрывать золотом.
Для рядовых же буддистов, не достигших просветления, применяется процедура “небесного погребения”. Тело умершего тибетца устанавливают в сидячем положении и читают наставления. Согласно буддизму, между смертью и следующим перерождением, душа человека пребывает в состоянии “бардо”, когда умерший еще может слышать слова ламы, произносящего молитвы и мантры у его тела. Обряд, проводимый духовным наставником в течение суток, является даже не молитвой об усопшем, а скорее чтением свода наставлений из Тибетской Книги Мертвых, которые помогут умершему помочь продвижению души через 49 уровней бардо и сориентироваться в окружающих его видениях для достижения благого перерождения.
По истечении трех дней, когда считается, что душа уже покинула тело, его несут к месту погребения “на небе”. По традиции отнести тело должен на спине близкий друг покойного. Сам ритуал совершают люди, которых называют “рогьяпа” (могильщик). Сначала на теле делается множество надрезов и оно передается птицам. Позже, когда остаются лишь кости, рогьяпа дробит их на плоских камнях, смешивает с цампой (традиционная тибетская пища – мука из ячменя с маслом яка) и также отдает птицам. В итоге церемонии погребения тело усопшего полностью уничтожается.
Этот обряд проводится на Тибете до сих пор. Его исполнение прерывалось лишь на 15 лет, когда в 1959 году Китай начал контролировать Тибет и “небесное погребение” было строго запрещено, однако в 1974 после многочисленных просьб монахов китайцы разрешили им возобновить проведение церемонии. По тибетским традициям, подношение богам собственного тела – одна из высших добродетелей. Кроме того считается, что каждый человек должен хотя бы раз в жизни, побывать на этой церемонии, чтобы осознать мимолетность жизни. На данный момент на Тибете насчитывается около 1100 площадок для обряда небесного погребения.
Подробнее о различных ритуалах, погребальных и мемориальных традициях, феноменах, необычных фактах вы можете узнать в разделе Статьи