В музее мировой погребальной культуры представлена экспозиция на тему посмертной фотографии. | Музей Мировой Погребальной Культуры

Экспозиция “Посмертная фотография”. Музей погребальной культуры

В музее Мировой погребальной культуры имеется необычная экспозиция: Фотографии Pos-mortem или посмертная фотография.

фото_post-mortem2

Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) — обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

Фотографии post-mortem служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, поскольку уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок, и такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.

Пик популярности посмертной фотографии пришёлся на конец XIX века, однако, позднее пошёл на убыль и вскоре был полностью вытеснен изобретением моментальной фотографии, получившей большее распространение и популярность, хотя некоторое продолжение традиции прослеживалось и в XX веке.

Ранние посмертные фотографии изображали лицо умершего крупным планом или тело целиком, реже в гробу. Умерший фотографировался таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека.В окружении любимых игрушек

Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении любимых игрушек, кукол. Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников, чаще матери, братьев или сестёр, вместе с умершим. Такие постановочные снимки выполнялись как в доме умершего, так и в ателье фотографа.

Фотографии умерших детей были особенно драгоценны для родителей, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. А так у родителей хоть что-то оставалось.

Тогда таких фото никто не боялся, они никого не отталкивали, даже очень маленькие дети не боялись не только фото, но и самих покойных родственников…

Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище…

Взрослым на посмертных фотографиях традиционно придавали сидячую позу. Нередко окружающее пространство пышно украшалось цветами. Для придания жизненности фотограф поверх закрытых глаз на снимке изображал открытые, а на более ранних снимках наносили немного розовой краски в область щёк.

На более поздних посмертных снимках всё чаще умершие изображаются в гробах, на снимке при этом запечатлеваются все родственники, знакомые и близкие, присутствовавшие на похоронах.

Традиция делать и хранить такие снимки до сих пор сохраняется в некоторых странах Восточной Европы.

Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь. Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности, например, память рода – уходили в прошлое.

Живые дети с мертвой бабушкой.

Живые дети с мертвой бабушкой.

Живые родители с мертвыми детьми.

 Живые родители с мертвыми детьми.     Живые родители с мертвыми детьми.

Человек за стулом держит голову ребенка.

Человек за стулом держит голову ребенка.

Здесь мертвы все трое, но  выглядят как живые.  Мужчине именно для этого всунули в руку  скрученный лист бумаги.  Это придает  ему «дополнительную  живость».

Здесь мертвы все трое, но выглядят как живые.

И здесь тоже  мертва  вся семья.  Иногда мертвым женщинам  распускали волосы для того, чтобы не было  видно штатива, при помощи которого труп  удерживался в стоячем положении.

post_mortem_photo

Штатив для посмертного фото.

Штатив_для_посмертного_фото

Фотографии  мертвых   родителей  с мертвыми детьми .

Фотографии_мертвых_родителей_с_мертвыми_детьми   Фотографии_мертвых_родителей_с_мертвыми_детьми

Эта фотография спорная.  Есть сведения, что здесь жива только женщина.  Но это неподтвержденные данные.

фото_post-Mortem3

Эту девушку переехал поезд.  И потому она сфотографирована  так,  будто сидит за высоким столом. На самом деле у трупа просто нет нижней половины.

фото_девушки_post_mortem

На  фотографии мертвая девушка стоит справа

фото_мертвая_девушка

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть. «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни»…

Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Снимки именно из этого архива были использованы в фильме «Другие».

Еще один способ увековечить память об усопшем, который использовали в прошлом и по сей день – посмертная маска или посмертный слепок лица или руки умершего. Подробнее о посмертных масках вы можете прочесть на нашем сайте и узнать в Музее мировой погребальной культуры.

3 комментария на «“Экспозиция “Посмертная фотография”. Музей погребальной культуры”»

  1. 10.11.2018. Фото викторианской эпохи.

    На фоне штор, в просторном кабинете,
    Углом ковра прикрыта часть скамьи…
    Фотограф делал в черно-белом цвете,
    Последний снимок небольшой семьи.

    Мой взгляд, непроизвольно задержался
    На девушке, стоящей среди них:
    В ее глазах совсем не отражался
    Оттенок скорби, что терзал других.

    Вокруг нее повисло отчуждение,
    Никто не предпочел ее обнять,
    Как будто все, кто в этом окружении,
    Переставали вдруг существовать.

    Распущенная часть волос спускалась
    На плечи аккуратною волной,
    Она от всех на фото отличалась,
    Склоненной необычно головой.

    И кисти рук темнее, взор туманный,
    Холодным безразличием полна.
    Она застыла в положении странном,
    И тень штатива, выдала стена.

    Автор Щербакова Лариса

  2. Для кого-то это “ужОс ужасТный”, а по мне так ничего страшного в этих фотографиях нет. В конце концов, это тоже обычай того времени. Если кто-то хочет знать о той эпохе, то он должен знать всё. В том числе и это. Иначе представление будет неполным.

  3. Я думаю что на спорной фотографии, третьей снизу ( где мужчина, женщина и ребенок) мужчина тоже жив. У него между бровей морщины, брови сведены, некоторые мышцы лица напряжены. Такое
    может быть только у живого человека. После смерти морщины обычно разглаживаются, мышцы расслабляются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *