Этот наполненный солнцем триптих художника Густава Климта несет в себе не только светлую радость, но и мысль о том, что Жизнь без Смерти невозможна. Подробнее об этой великолепной работе и ее авторе – ниже.
Имя скандального австрийского модерниста Густава Климта (1862-1918) известно каждому, кто хоть немного интересуется искусством. Мимо его ярких (в прямом и переносном смысле) картин невозможно пройти. Но есть среди них работы, которые до сих пор становятся причиной споров и обсуждений. Одна из них – «Древо жизни».
Это дерево познания, о котором говорится в Апокалипсисе, символ Золотого века, бросает вызов черной птице — символу смерти: так понимали круговорот жизни и Климт и Фрейд.
Скорее всего, мир не увидел бы этой работы без Адольфа Стокле. В 1904 году этот богатый венский промышленник решил построить в Брюсселе большой особняк и заказал нескольким художникам, в том числе, Густаву Климту, его декорирование. Результатом стал знаменитый фриз Стокле – сложная композиция из девяти элементов, в центре которой мозаичный триптих: «Ожидание», «Древо жизни», «Упоение». И рассматривать центральный элемент без общей картины невозможно. Над этим фризом Густав #Климт работал долгие шесть лет, с 1905 по 1911 год. Это было его последнее монументальное произведение. Основное тон – золотой, что характерно для его творчества. Остальные цвета только подчеркивают чистое и яркое золото.
Само название картины – «Древо жизни» – будит в сознании любого человека массу ассоциаций. Это и библейское Древо познания, включающее в себя всю мудрость мира, и более приземленное генеалогическое древо, иллюстрирующее происхождение отдельного человека. Именно этот элемент и занимает центральную часть фриза, простираясь и на соседние элементы. Его ветви завиты спиралями – ещё одним древним символом, знаком вечности и бесконечности.
Но, пожалуй, самый важный элемент картины – это черный нахохленный ворон, сидящий на одной из ветвей. Он как бы напоминает, что Жизнь без Смерти невозможна, как и #Смерть без Жизни. И именно такое диалектическое единство делает гармоничным их существование.
Картины по-прежнему хранятся во дворце Стокле в Брюсселе, который стал одним большим произведением искусства, своеобразным водоразделом между периодами модерна и модернизма. В этом качестве он находится в списке Всемирного наследия #ЮНЕСКО.