25 июня 1999 года после продолжительных дискуссий Германский бундестаг принял решение соорудить в центре Берлина „Памятник уничтоженным евреям Европы“ в качестве центрального места почитания памяти жертв Холокоста. Открытие состоялось 12 мая 2005 года накануне 60-летия окончания Второй мировой войны.
Проект нью-йоркского архитектора – деконструктивиста Питера Эйсенмана отражает радикальный взгляд на понятие памятника вообще, в частности, потому, что автор отказывается от любого рода символики. Тем не менее, внешний вид памятника чаще всего кажется полем, усыпанном “гробами”, причем высота и размер каждого “гроба” символизирует возраст погибшего еврея.
2711 бетонных блоков расположены в виде растра на плавно, но неравномерно понижающейся площадке. Со всех четырех сторон поле доступно для посещения. Волнообразный облик воспринимается с каждой стороны по-разному. Установленные близко друг к другу блоки наклонены в разных направлениях и различаются только по высоте. Чтобы предотвратить слишком быстрое старение материала, стелы были многократно обработаны специальным защитным методом, который, в том числе, гарантирует быстрое и легкое удаление граффити.
Для сооружения памятника жертвам Холокоста была выбрана центральная площадка: в непосредственной близости находятся Бранденбургские ворота, парламентский и правительственный квартал, посольства и даже место бывшего бункера Адольфа Гитлера.
На юго-восточном углу поля стел находится подземный Центр информации. Абстрактная форма памяти, которую выражает поле стел, дополняется здесь информацией о жертвах Холокоста. Расположенная на 800 кв.метрах выставка с текстами, фотографиями и свидетельствами очевидцев информирует о жертвах, а также о других европейских мемориалах. Кроме того, Центр обращается к вопросу происхождения жертв Холокоста и документирует распространение политики уничтожения на другие группы людей. Ежегодно памятник посещают около 3 миллионов человек.
Посетители мемориала жертвам Холокоста в Берлине, находясь среди разновысоких бетонных стел, теперь также могут слушать с помощью смартфона транслируемый здесь виртуальный концерт. О такой возможности их будут информировать расположенные по периметру мемориала камни, опущенные в брусчатку и снабженные так называемым QR-кодом. Через этот код, который считывается смартфоном, любой желающий получит немедленный доступ к музыке. Всего на территории мемориала запланировано разместить таких 23 камня.
На виртуальном концерте в мемориале жертвам Холокоста звучит 17-минутное произведение “Vor dem Verstummen” (“До того, как наступило молчание”) композитора Харальда Вайса (Harald Weiss). Оно было написано специально для этого памятника и исполнялось лишь один раз в мае 2008 года. Тогда на мемориальном поле со множеством бетонных блоков играли 24 музыканта в присутствии около 3 тысяч человек. В каждой точке мемориала исполняемая музыка звучала по-разному, при перемещении слушателя в пространстве между стел менялось и его восприятие произведения. Но уникальный концерт продолжает звучать благодаря современным технологиям.
Для виртуального концерта, транслируемого через прикладное программное обеспечение для смартфона, все инструменты были еще раз записаны в декабре 2012 года. Электронное приложение просчитывает координаты слушателя между стел и выдает индивидуально оптимизированную для каждой точки версию музыкального произведения, максимально приближенную к оригинальному звучанию на его “живой” премьере.