В 2007 году при строительстве дома в Берстеде, Западном Сассексе (Англия) было найдено захоронение воина позднего железного века. Оно сохранилось благодаря густым слоям грязи, на 2 тысячи лет “укутавшей” скелет и обмундирование высокопоставленного мертвеца.
Хотя он был обнаружен в 50 милях от Лондона, археологи считают, что этот древний воин, возможно, вовсе не был англичанином. Скорее всего, смерть наступила до 50 г. до н.э., во время военной кампании Юлия Цезаря против галльских племен современной Франции. Да, именно в этом году происходит действие сюжета комикса «Астерикс», в котором деревня галлов успешно сопротивлялась римским легионам. “Человек из Берстеда” может быть воином из того же конфликта, хотя и менее удачливым.
Эндрю Фитцпатрик, консультант по археологии в Университете Лестера, говорит, что проведенный ими изотопный анализ не совсем точен, поэтому страна происхождения воина неясна, как и его преданность в римско-галльском конфликте. Историки полагают, что этот человек был либо англичанином, сражавшимся с галлами в их борьбе против армии Юлия Цезаря, либо сам был французом, спасающимся от римлян. Но все же предметы, похороненные вместе с ним – тщательно продуманный головной убор и шлем, погнутый меч – говорят о том, что скорее всего солдат был галлом.
«Многие подобные мечи были найдены на северо-востоке Франции, и ритуал «убийства» оружия путем сгибания также хорошо известен именно там, это редкий случай для Великобритании», – говорит Фитцпатрик. «Мы считаем, что, скорее всего, он вырос на континенте. Возможно, он прибыл в Великобританию как «конфликтный мигрант. Его телосложение, сильные ноги сформировалось благодаря верховой езде. И у него была особенно крепкая правая рука, что говорит о частых боевых упражнениях».
Историк Плутарх писал, что в ходе кампании было убито около миллиона галлов и еще миллион порабощен. Некоторые галльские бойцы, возможно, скрылись в Британии, еще не управляемой Римской империей, и избежали встречи с римскими легионами.
Хотя найденный в могиле шлем довольно распространенной формы, головной убор уникален, говорит Фицпатрик. Учитывая размеры и вес украшения, он добавляет: «Внешний вид человека важнее, чем практичность. Без шлема и гребня рост воина был около 172 см. Но представьте, какое это было впечатляющее зрелище вместе с украшением».