Первая мировая война – время, когда новые виды вооружения были опробованы в боях: ядовитые газы, пулемёты, боевая авиация. Но даже они уступают оружию военной пропаганды по масштабам применения. Впервые в истории человечества все крупные державы мобилизовали многомиллионные армии.
Требовалось поддерживать боевой дух солдат, зачастую плохо образованных, но грамотных в своей массе жителей сельской местности. Поэтому художники, которые работали над плакатами, создавали хлёсткие образы, доступные восприятию каждого защитника своего отечества. Открытка – «младшая сестра» плаката, более доступная и распространённая. Именно ей суждено было стать носителем, который доводил пропагандистское послание до широкого круга адресатов.
Начало войны, когда бои шли с высокой интенсивностью, сопровождалось патриотическим подъёмом. Однако затем, когда стало очевидно, что боевые действия приобрели характер «окопной войны», потребовалось сменить риторику. Пропаганда обрела дополнительную «злость». Так, противников часто изображали в виде нечисти; например, скелетов, несущих смерть и разрушение.
Вражеский кайзер Вильгельм на русских, французских и английских открытках был показан извергом, отправляющим свои войска на верную смерть. Ему предрекались бесславный конец, неотвратимое наказание за зверства его войск, крушение его мечты о Великой Германии. Французы были особенно злы на него за разрушение Реймсского собора, места коронации монархов «Старого режима». Войскам противника засылали контрпропаганду: например, открытку со словом TOD (смерть), сложенным из названий Центральных держав (Турция-Австрия-Германия).
Своего царя представляли как близкого народу лидера. Посещение могилы неизвестного солдата пришло в пропаганду именно в годы Первой мировой. Стоя у простого рубленого креста, царь поклонялся героям, чьи имена неизвестны – ведь они отдали свои жизни за него и за Родину. Члены царской семьи несли тяготы войны вместе со всеми: дочери Николая II работали сёстрами милосердия, а также состояли в благотворительных организациях. Деятельность благотворителей также получила освещение на открытках, вручаемых за внесённые пожертвования.
Тема письма с фронта занимала в пропаганде особое место, связывая между собой воинские подвиги и жизнь в тылу. Персонажи открыток писали отцам о воинской доблести и верности ратному делу, готовности пожертвовать собой в борьбе с врагом. Невеста солдата вскрывает письмо. Что же в том конверте: печальное известие о гибели солдата или пожелание дождаться его с победой?
Эти и другие открытки – продолжение темы Первой мировой войны, затронутой нами в рамках Ночи музеев. А вы можете полюбоваться ими, посетив Музей мировой погребальной культуры!