«Мёртвый Христос» — одна из самых известных картин итальянского художника эпохи Ренессанса Андреа Мантеньи. Точная дата создания картины неизвестна; предположительные датировки колеблются от 1466 до 1500 года. До смерти автора картина оставалась в его мастерской и была найдена после его смерти. В настоящее время находится в пинакотеке Брера в Милане.
Сюжет картины — оплакивание Христа — традиционен для европейской живописи. Тело Христа покоится на мраморной плите (так называемом камне помазания); слева изображены профили Богородицы и апостола Иоанна. В верхнем левом углу различим фрагмент ещё одного лица. По всей видимости, это Мария Магдалина, на что указывает также и стоящий в изголовье Христа сосуд с миром.
Известность произведению принесло в первую очередь оригинальное композиционное решение. Тело лежащего на камне Христа изображено в необычном ракурсе: не параллельно, а перпендикулярно горизонтальной оси. Смелость и сложность такого решения неожиданны для искусства Раннего Ренессанса. Резкое сокращение перспективы позволяет зрителю одновременно видеть и лицо мёртвого Христа, и раны на его ступнях. При этом исследователи отмечают один нюанс: ступни Христа явно уменьшены, а голова, по сравнению с ними, увеличена. Подобное искажение пропорций допущено художником не случайно: если бы Мантенья передал реальное соотношение между ступнями и головой, основное место на холсте заняли бы ноги, что помешало бы восприятию главного центра картины — головы Христа.
Экспрессивность и напряжённость композиции подчёркивается также и расположением остальных персонажей. Их лица «обрезаны» краем холста: мы видим только стиснутые пальцы и сведённые скорбью рты. Те, кто при жизни были ближе всего Христу, сейчас малы и бессильны перед величием и тайной его смерти.
Мёртвый Христос изображён предельно реалистично. Тело и зияющие на нём раны кажутся материальными, объёмными, как будто перед нами скульптура, а не холст. Почти монохромный колорит не просто передаёт бледность безжизненного тела, но и словно бы уподобляет его изначально мёртвому камню, на котором оно покоится. В нём нет ничего сверхчеловеческого, трансцендентного; оно предстаёт зрителю «мёртвым куском материи». Вопреки своему пиетету перед античностью с её культом героев и идеальных красавцев, Спасителя Мантенья изображает нарочитым простолюдином. Об этом говорят его угловатое лицо, широкая крестьянская грудь, заскорузлые натруженные ступни. Но разворот головы говорит скорее о крепком сне, нежели о смерти. Еле заметный нимб говорит о божественной природе Христа и даёт надежду на воскресение.
Очевидно, в этом упорном нежелании аристократизировать «Царя иудейского» заключалась принципиальная позиция художника. Тем самым Андреа, сын падуанского дровосека, приближает Иисуса, сына вифлеемского плотника, к сирым и убогим – к кому, собственно, Христос (во времена Мантеньи окончательно монополизированный Ватиканом) и пришёл.
Уже в наши дни настоящие сражения за картину развернулись между Миланом и Мантуей. В 2006-м году, когда отмечалось 500 лет со дня смерти художника, центром торжеств должна была стать Мантуя, где Мантенья работал и жил большую часть своей жизни и где он погребён. Однако Пинакотека Брера в Милане отказалась предоставить «Оплакивание мертвого Христа» для мантуанской выставки. Возник крупный скандал, который вынужден был решать тогдашний министр культуры Италии Франческо Рутелли. В результате миланским специалистам удалось доказать, что темпера на холсте Мантеньи слишком хрупка и не переживёт транспортировки даже в близлежащую Мантую. Впрочем, нельзя исключить, что дело здесь не сохранности шедевра, а в вечном соперничестве итальянских городов.