«Манфред» Чайковского | Музей Мировой Погребальной Культуры

«Манфред» Чайковского

Симфония «Манфред» — программная симфония Петра Ильича Чайковского, написана в мае—августе 1885 года на сюжет одноимённой мистической поэмы Джорджа Байрона (неупокоившийся после смерти дух стремится получить прощение и вернуть утерянную при жизни любовь).

Идея создания симфонии на известный сюжет датируется 1881 годом, но сам композитор не спешил с реализацией, а затем и вовсе отказался. Другому талантливому русскому музыканту – Балакиреву – пришлось приводить доводы в пользу этой идеи, чтобы Чайковский всё-таки серьёзно подумал. Однако, позже Чайковский сильно разочаровывается в своей работе и буквально сообщает в одном из писем, что всё, кроме первой части его уже совсем не устраивает.

Программа Чайковского обобщенно характеризует лишь содержание музыки и не содержит собственно музыкальных указаний. Программа, которую составил Чайковский в процессе своей работы над симфонией, получила следующий вид:

1. Манфред блуждает в Альпийских горах. Томимый роковыми вопросами бытия, терзаемый жгучей тоской безнадежности и памятью о преступном прошлом, он испытывает жестокие душевные муки. Глубоко проник Манфред в тайны магии и властительно сообщается с могущественными адскими силами, но ни они и ничто на свете не может дать ему забвения, которого одного он просит. Воспоминание о погибшей Астарте, некогда им страстно любимой, грызет и гложет его сердце и нет ни границ, ни конца беспредельному отчаянию Манфреда.

2. Альпийская фея является Манфреду в радуге из брызг водопада.

3. Пастораль. Картина простой, бедной, привольной жизни горных жителей.

4. Подземные чертоги Аримана. Адская оргия. Появление Манфреда среди вакханалии. Вызов и появление тени Астарты. Смерть и прощение Манфреда.