МАВЗОЛЕЙ “СУПРУГУ-БЛАГОДЕТЕЛЮ”
Павловский парк, г. Санкт-Петербург
Памятник архитектуры
Построен в 1805-1810 гг.
Архитекторы: Ж. Тома де Томон, П.И. Мартос
В 1788 году Павел I, предпочитавший в качестве резиденции Гатчину, подарил село Павловское своей жене Марии Федоровне. После смерти императора Мария Фёдоровна переехала в Павловск; при ней дворец и парк достигли своего расцвета. В 1808—1809 годах французским архитектором Ж. Тома де Томоном в парке был сооружён мемориальный мавзолей «Супругу-Благодетелю», посвященный памяти Павла I.
Место в глухом лесу выбрано не случайно, оно показывает, что здесь не увеселительная площадка, а место скорби по ушедшим из мира сего. Якобы и дорожка вокруг памятника описывает замкнутый круг, символизирующий вечность. Попадая сюда, человек забывает о суете будней и задумывается о вечности, о жизни и смерти. Впечатление от местоположения мавзолея — в удалённой части парка, на краю заросшего оврага – удачно передано в строках В.А. Жуковского:
«И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;
Заглохшая тропа, кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой,
И дремлют ели гробовые
Воспоминанье здесь унылое живет;
Здесь, к урне преклонясь задумчивой главою,
Оно беседует о том, чего уж нет,
С неизменяющей Мечтою.
Все к размышленью здесь влечет невольно нас;
Все в душу томное уныние вселяет;
Как будто здесь она из гроба важный глас
Давно минувшего внимает.
Сей храм, сей темный свод, сей тихий мавзолей,
Сей факел гаснущий и долу обращенный,
Все здесь свидетель нам, сколь блага наших дней,
Сколь все величия мгновенны”.
Мавзолей Павла I является архитектурным памятником и не является усыпальницей императора; был построен по желанию императрицы Марии Фёдоровны с целью увековечить память супруга. Мавзолей – более позднее название, первоначально его называли Храм Павла I или Памятник Павлу I.
Мавзолей имеет форму небольшого греческого храма-простиля, снаружи оформлен четырёхколонным портиком. В экстерьере на стенах из желтого известняка можно заменить пояс из плачущих масок, что соответствует общему траурному характеру постройки.
Внутреннее убранство оформлено аскетично, всё внимание обращено на кенотаф (ложное надгробие): мраморная скульптурная композиция представлена коленопреклонённой фигурой женщины в античных одеждах, которая в скорби припадает к погребальной урне. Над ним в тимпане свода – гипсовые фигуры амуров, символизирующие скорбящие науки и искусства.
“…в цоколе [кенотафа] – барельеф, изображающий всю семью Имп. Павла I: Имп. Александра I, в виде плачущего воина, Цесаревича Константина Павловича, утешающего его, и двух юношей рядом с ними. Это Великие Князья Николай и Михаил Павловичи, за коими – группа Великих Княжон: Марии, Екатерины, Анны и Ольги, от которых улетает на небо Елена Павловна, к простирающей к ней с облаков руки – Александре Павловне”