Несбывшиеся апокалипсисы | Музей Мировой Погребальной Культуры

Несбывшиеся апокалипсисы

Мы не единственное поколение, ожидавшее конца света. Навскидку можно перечислить не менее четырёх ярких случаев в истории российского государства!

В основном, “официальными” причинами апокалипсиса считались 2 причины: различные бедствия (от природных катастроф до нашествий иноземцев и политических смут) и эсхатологическая нумерология (например, 6000-й, а потом 7000 год от сотворения мира или число зверя).

1. ГОГ И МАГОГ— два варварских народа Ветхозаветной эсхатологии, нашествие которых потрясет мир незадолго до конца света (прихода мессии).

Кем же являлись эти народы? По мнению некоторых, военные походы гуннов IV века воспринимались европейской цивилизацией как исполнение библейских пророчеств и ассоциировались с «Гогом и Магогом». А в древнерусских летописях волны кочевников (от половцев в XI–XII веках до татаро-монголов в XIII веке) Гогу и Магогу, ассоциировавшимся с наступлением «нечестия» в конце времен, а их нашествия были сродни казням Божьим — посланному с небес коллективному наказанию «за грехи наша» и призыв к коллективному же покаянию, которое может остановить Божий гнев и отвратить завоевателей. Во времена «Холодной войны» американские христиане связывали «Гога и Магога» с Советским Союзом, ссылаясь при этом на античных историков писавших о скифских племенах, живших на территории современной России и Украины.

Вот такие 3 интересные версии, причем половина из них имеет политическую подоплеку.

2. СЕМИТЫСЯЧНЫЙ ГОД ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА

В Новом Завете сказано, что сроки прихода последних времен неведомы никому, кроме Бога Отца (Мф. 24:36), и что Второго пришествия следует ждать ежечасно, так как «Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Пет. 3:10). Однако другие фрагменты Писания явно давали подсказки для исчислений, и выкладкам этим не было конца. Многие подсчеты исходили из соотнесения двух мест — утверждения, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8), и убеждения, что мир был сотворен за шесть или семь (если считать воскресное отдохновение) дней, — значит, возможно, просуществует столько же, то есть 6 или 7 тысяч лет. Причем «тысяча» могла толковаться и строго буквально, и метафорически, как указание на «век» неопределенной длительности.

В тот самый год, когда Колумб достиг Америки (1492 год), на Руси наступал 7000 год от сотворения мира. Как и в Византии, древнерусские таблицы с расчетами даты Пасхи заканчивалась на этой дате, и в некоторых рукописях напротив нее стояли устрашающие пометы наподобие «Зде страх, зде скорбь», «В лето 7000 последнее зрите, сде есть конец» и так далее. Среди русских клириков было распространено убеждение, что мир просуществует 7000 лет, а после скончания седьмой тысячи настанет «восьмой век» — вечность.

Следует упомянуть, что с текстами, указывающими на время Второго пришествия, были знакомы лишь духовенство и образованное меньшинство, поэтому трудно сказать, насколько широк был круг людей, знавших, что приближается 7000 год и что в этот год может последовать, так что о массовой панике утверждать сложно.

3. СМУТНОЕ ВРЕМЯ, 1598–1613

На протяжении всего XVI века Московское княжество укреплялось. В 1547 году Иван IV венчался на царство по чину византийских императоров. Официальные тексты гласили, что московские правители — потомки самого «обладателя Вселенной» первого римского императора Октавиана Августа, последние и единственные на земле православные (а значит — не впавшие в ересь) монархи, а сама Русь — последнее Богохранимое царство.

Именно тогда в письмах (1523–1524 годы) псковского монаха Филофея Московское государство было прозвано «Третьим Римом», наследником Византии. Эта идея была во многом завязана на эсхатологических представлениях: четвертому Риму не бывать, падение Руси будет означать конец света.

Но представление о богоизбранных русских царях очень скоро привело к коллапсу. Иван Грозный своими руками в приступе гнева убил старшего сына, а второй его сын, Федор, в 1598 году умер бездетным. Династия «природных» государей прервалась. Это событие было трудно осмыслить и принять. В стране начиналось Смутное время. Сперва на престол избрали боярина Бориса Годунова, затем Москвой на год завладел Лжедмитрий, после переворота трон занял боярин Василий Шуйский, а страну заполонили новые самозванцы. Череда катастроф, естественно, пробудила эсхатологическое видение событий. В стране распространились истории о грозных небесных знамениях, а с ними и тексты различных «видений»: рассказывали, что гневный Христос посылает на Русь казни, так как люди пали во всевозможные грехи и забыли о Боге.

Если простые люди передавали друг другу истории о страшных видениях и знамениях, то ученые книжники разворачивали произошедшие события в целый апокалиптический сценарий. Лжедмитриев I и II они уподобляли Антихристу, обоих называли слугами дьявола или Лжехристами, а их общую жену Марину Мнишек — вавилонской блудницей. Полякам была отведена роль «нечистых» народов, осквернявших православные (то есть христианские) святыни.

После изгнания из Москвы польского гарнизона в начале 1613 года в столице прошел собор, участники которого постились (как предписывали распространившиеся по стране «видения»), а затем выбрали нового царя. Венчание Михаила Романова положило в итоге конец Смуте (хотя раздоры и войны продолжались еще долго), а вспоминавшие о ней современники считали, что только Божья милость и всеобщее покаяние отвратили конец света.

4. ЧИСЛО ЗВЕРЯ ИЛИ 1666 ГОД

«А по исполнении лет числа, тысящи шести сот шестидесяте шести… настоит день Христов, якоже рче апостол», — говорилось в «Книге о вере», изданной в Москве в 1648 году. Пришествие Антихриста должно было произойти через 18 лет, и людям настоятельно советовали готовиться.

В 1653 году новоизбранный московский патриарх Никон приступил к реформам Русской церкви по новогреческому образцу. Он сразу же предписал креститься не двумя пальцами, а тремя, как делали в то время греки. Решение Никона вызвало ужас и у духовенства, и у простых людей: вера истинная рушится на глазах, последнее Богохранимое царство само идет под власть Антихриста, заветы святых отцов и правила соборов попираются, глава Церкви велит всем перейти в ересь, отречься от Христа и погубить души!

В глазах старообрядцев в 1666 году действительно случился апокалипсис, т.к. в этом году случился Большой Московский собор, на котором судили Никона и начали активную борьбу со старообрядчеством.

Всего концы света “назначали” на 1648, 1666, 1673, 1688 и 1700 годы; на октябрь 1736 и 1814-го; на ноябрь 1833 и январь 1840; на 1843; два раза в 1844; на 1848 и 1874; на ноябрь 1900 года. Около полусотни “концов света” не случилось в XX веке. Больше двадцати – за первые двенадцать лет XXI века.