Предыстория. У меня была задача – найти теплушку, старинный вагон, в котором во время репрессий 1937 года людей увозили в лагеря. Такой вагон планируется поставить в Парке Памяти возле Музея, чтобы создать в нем мемориальную экспозицию в память репрессированных в те далекие и жуткие годы. Поиск теплушки шел в фоновом режиме, и результатов пока не было.
Но тут возникла мысль – написать в паблике Музея Вконтакте объявление о том, что мы ищем вагон. Были некоторые сомнения – ну откуда у наших подписчиков вагон, да еще и старинный? И все-же, пост я опубликовал, с той самой фотографией, которая начинает этот материал. Каково же было мое удивление, когда уже через два дня объявление сработало – мне написал один новосибирский диггер. Будучи железнодорожником, во время одного из своих путешествий он обратил профессиональное внимание на старый вагон, стоящий неприкаянно на территории одного из новосибирских заводов. По словам диггера, он был точь-в-точь как тот, фотографию которого я поместил в своем посте. Я удивился – совершенно не ожидал так быстро найти искомое, и мы договорились пойти смотреть ночью в ближайшие выходные.
Наконец, настал назначенный вечер, стемнело, и я поехал на встречу. Припарковался на совершенно пустой огромной парковке завода, когда-то выпускавшего оборонку, а сейчас, как и многие промышленные предприятия, получающий средства в основном от аренды и продажи оставшегося собственного имущества. На парковке встретился с двумя попутчиками, один из которых был тот самый диггер, который со мной связался, а второй – подобный мне любопытствующий, и мы двинулись в путь.
По совету нашего проводника, проходя мимо КПП, мы сделали скучающие бесцветные лица, и были прогнозируемо приняты за идущих в ночную смену рабочих. Отойдя на некоторое расстояние от вахты, мы срезали несколько углов, прошли парой заросших аллей, и уже совсем погрузились во тьму Зоны. Да, местность, куда мы вступили, чрезвычайно походила на Зону из романа Стругацких «Пикник на обочине» – заброшенные пустыри, пустые огромные полуразрушенные здания, разросшиеся деревья, с трудом проходимая грязь, открытые пасти люков.
Несмотря на то, что обычно я неплохо ориентируюсь в пространстве, минут через 20 я понял, что территория завода неожиданно огромна, и я уже не знаю точно, где нахожусь. Проводник к тому же периодически повышал градус экстрима, рассказывая о том, как охрана предприятия может нас «принять», сколько нас будут держать взаперти, где можно встретить диких собак и другие подобные пугалки. Периодически мы выключали фонари и замирали, если казалось, что впереди есть кто-то, потом снова продолжали движение. Сталкер Евгений рассказывал о том, какие у окружающих нас зданий таинственные внутренние переходы и бомбоубежища, как они их исследовали с друзьями и что здесь можно бродить подолгу – благо объектов предостаточно.
Тут мы вышли на одинокую железнодорожную ветку, какое-то время шли по ней, и, наконец, вышли на подсвеченную редкими фонарями площадку со множеством сходящихся ж/д путей. Проводник сказал – «Вот он!», и я увидел цель нашего путешествия. Да, это действительно был точно такой же вагон, как и в моем посте – старый, маленький, с большой сдвижной дверью посередине. Приступили к осмотру. Состояние теплушки оказалось вполне сносным, колесная база – так и вообще, как мне показалось, смотрелась как новенькая – наверняка последствия капитального ремонта. А сам деревянный вагон выглядел на все свои годы, однако – не трухлявым, а крепким таким стариком.
Я сделал несколько снимков с разных ракурсов, сфотографировал маркировки, чтобы потом разобраться в судьбе этого вагона, мы с попутчиками обошли его со всех сторон, обсудили возможности эвакуации с территории. И теперь, когда задача по поиску вагона была выполнена, встала следующая проблема – найти собственника и решить вопрос приобретения нашей ночной находки. Учитывая прошедшее некоторое время назад банкротство предприятия, множество арендаторов и собственников зданий на территории завода, а также – возможную принадлежность вагона РЖД, задача предстояла непростая.
На обратном пути идти было уже совсем спокойно, по пути можно было оглядывать заброшенные здания и другие объекты. Основная задача путешествия – найти и осмотреть вожделенный вагон – была выполнена, а вдумчивую экскурсию по цехам и убежищам завода я решил оставить на следующий раз. Теперь надо будет озадачиться вопросом вызволения раритета, его спасением от списания и последующего распила, и дать ему вторую жизнь в нашем Музее.