ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ БУДДИЙСКИХ НАДГРОБИЙ | Музей Мировой Погребальной Культуры

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ БУДДИЙСКИХ НАДГРОБИЙ

Антураж места захоронения выражает идею о том, что смерть – это желанный венец жизни, к которому человек постоянно и неуклонно продвигается с самого рождения. Похороны этой религией регламентированы сложнее, чем многими другими. И могилы близких буддисты тоже издавна организовывали по унифицированному канону, который в своих некоторых элементах сохранился до сих пор. Например, буддизм и сейчас предписывает хоронить человека головой на Запад, ногами на Восток, так как только это положение позволит душе переродиться в очередной раз. В изголовье на холм положено врыть высокий шест с куском холста, на котором начертана тибетская молитва. В ноги же ставится обелиск с гравированными заклинаниями.buddijskie-pamyatniki В древности такие могилы можно было встретить в горах и долинах, где и погребали покойных. Как таковых кладбищ у поклонников Будды не было. Теперь они есть, и это стародавнее оформление могилы с течением времени видоизменились. Многое стало зависеть от национальных особенностей веры. Приведем в пример две интересных разновидности из числа типичных надгробных монументов.

Индийские могильные памятники более всего напоминают буддийские ступы. По легенде, после смерти Будды его тело с великими почестями кремировали, а священный прах разделили на 8 частей и отправили в каменных ступах в 8 сторон Индии – по числу провинций. Известно, что изваяния в форме ступ были характерными индийскими надгробьями еще в античные времена. Теперь же они стали символами новой веры, знаками не только смерти, но и реинкарнации. Ступы считаются символами победы добра над злом и очищения человека. Они, согласно вере, способствуют развитию в человеке добродетелей и установлению гармонии. И еще они – обиталища души и врата для нее.

Индийские каменные могильные ступы производятся в различных вариантах. Самые традиционные состоят из трех частей: ступенчатого основания, массивной основной части и зонта из нескольких ярусов наверху. В Тибете эти памятники увенчаны шарообразным знаком солнца, луны и огня, который называется “соембо”. Надписи на этих надгробиях – это обычно мантры очищения. В середине памятника делается ниша для жертвоприношений, в нее часто ставится статуэтка Будды.

В Японии могилы напоминают маленькие дворики, низко огороженные с трех сторон. Могила находится в дальнем конце ограды. Ее украшает высокая каменная стела, прямоугольная или имеющая пятиярусные очертания, которые напоминают индийскую ступу. Сзади стелы кроется ниша, в которую вкладывают сосуды с прахом членов семейства. На передней части памятника высечена родовая фамилия и мантра. А личные имена усопших высекают на боковинах. 0_ba251_acaef342_XLПеред памятником обычно кладется специальный молитвенный камень, над которым родные говорят священные слова памяти об усопшем. Еще в японский мемориальный комплекс входят алтарь для жертвоприношений, каменные садовый фонарь и цветочная ваза. Это символы сада души и загробного мира.

На современных кладбищах в Индии, Японии, Китае, Бутане, Непале и других стран, главной религией которых является буддизм, можно увидеть гранитные и мраморные памятники, своей формой имитирующие ступу с гравированным изображением Будды. Богатые семьи позволяют себе шикарные могильные статуи Будды из мрамора или позолоченной бронзы. Но с течением времени традиционные памятники постепенно уходят в прошлое, кладбища европеизируются, и становится трудно понять, представитель какой религии лежит в той или иной могиле.