Особенности погребального обряда в XIX веке | Музей Мировой Погребальной Культуры

Особенности погребального обряда в XIX веке

Отрывок из книги  Т.Н. Губской  “Город мраморных ангелов”

Можно годами перелистывать пожелтевшие архивные документы и подшивки дореволюционных газет, выискивая фамилии, даты, события… Можно набрать довольно много исторической информации по интересующей теме и умело преподнести ее в том или ином виде любопытному читателю… Но гораздо труднее восстановить в мельчайших деталях некоторые стороны бытия людей прошлых столетий. Погребальный обряд – яркий тому пример.

Сегодня только из объявлений похоронных бюро и контор можно узнать о существовании факельщиков и катафалков. Исследовавший в свое время материальную культуру 19-нач.20 веков московский фотограф Я.Н.Ривош собрал довольно обширный материал о похоронном персонале. Ссылаясь на него и архивные материалы нашего города, попытаемся реконструировать некоторые моменты погребального обряда.

Похоронные процессии двигались по улицам города в сопровождении факельщиков. Их еще называли “мортусами” (от французского la mort – смерть). Четыре факельщика сопровождали катафалк – по два с каждой стороны. Они держали в руках зажженные свечи (в некоторых случаях это был карбид). Остальные сопровождающие вели лошадей под уздцы.

Люди, сопровождавшие катафалк, одеты были в белые фетровые или клеенчатые цилиндры и белые ливреи. Ливреи обшивались по воротнику, обшлагам и клапанам карманов серебряным галуном и имели большие лакейские пуговицы с короной. Факельщик носил также навыпуск белые брюки с серебрянными лампасами. Белые перчатки дополняли костюм.

Лошадей факельщики вели за подвязанные к уздечкам белые шнуры с кистями. Разница в “сезонной” одежде состояла только в том, что летом ливреи и брюки были из хлопчатобумажной ткани, а зимой – суконные. Если хоронили человека неправославного вероисповедания, то факельщики были одеты в черные ливреи с цилиндрами, а галун и пуговицы при этом оставались серебряными (иногда вместо цилиндров факельщики носили черные двууголки, отделанные галуном).

Количество лошадей и пышность катафалка зависели от разряда, в соответствии с которым и совершались похороны. Недаром в каждом объявлении похоронных бюро и контор указывались расценки разрядов. Самым пышным был первый разряд: шестерка лошадей, запряженная цугом и украшенная страусовыми перьями, богато оформленный катафалк с балдахином и драпировками. Главный факельщик шел впереди, неся в руках булаву, увитую траурным крепом. Масть лошадей, окраска катафалка и костюмы факельщиков зависели от вероисповедания.

Для похорон бедных горожан (3 и 4 разрядов) факельщиков не было. Вместо них на козлах сидел кучер, который управлял парой или одной лошадью. Он был одет так же, как и факельщик, но часто вместо цилиндра носил черную или белую фуражку с серебряным галуном на околыше.

Интересен тот факт, что духовное ведомство предупреждало о случаях, чуждых христианским обычаев, имевших место во время похоронных процессий. Это касалось колесниц, одежды служащих, фонарей, подсвечников. Рекомендовалось изготавливать их по рисункам, одобренным духовенством”.

Похоронное бюро на ул. Потемкинской, 66, принадлежавшее И.Славинскому, извещало о приеме заказов на погребение 5-классов. Вызывают интерес первые два: 1-й кл.- цинковый гроб, катафалк в 8 пар лошадей, 30 человек официантов и 3 экипажа (90р.);  2-й кл.- никелевый гроб, 2 пары лошадей, 20 человек официантов и 2 экипажа (55р.). Интересно, для чего в процессии официанты?