Согласно теории французских юристов 18 века, во Франции король бессмертен. Материализуют этот постулат специально разработанные ритуалы погребения королей, которые подчеркивают двойную натуру суверена государства, являющегося с одной стороны – простым человеком, со смертным телом, но в то же время королем-символом, политической фигурой, которая бессмертна. Эта двойная модель была создана по аналогии с фигурой Иисуса Христа, который является одновременно человеком и богом.
Рассмотрим в качестве примера похороны Генриха IV (1553-1610), которые длились 40 дней. Сначала вскрытие, затем бальзамирование, демонстрация гроба и «чучела» короля, похоронный кортеж из Парижа в Сен-Дени (королевский некрополь, где были похоронены почти все короли Франции) и, наконец, похороны в аббатстве.
После вскрытия внутренности Генриха IV были отправлены в Сен-Дени и похоронены без церемонии. Сердце короля было открыто, очищено и выдержано в спиртовой настойке с добавлением терпентинного масла (скипидара). После этого сердце начинили 12 ароматическими травами и убрали в тканевый мешок, покрытый воском, затем в свинцовую коробку и потом окончательно в серебряную шкатулку в форме сердца.
С 1314 года, начиная со смерти Филиппа IV, сердца европейских монархов было принято хоронить отдельно от тела. Сердца королей династии Валуа по традиции хоронили в монастыре рядом с крепостью Бастилия. Традиция была установлена 1361 году со смерти Жанны Булонской, супруги короля Иоанна Доброго. На месте того монастыря сейчас находятся казармы Республиканской Гвардии. Сердце Генриха IV, первого Бурбона, представителя новой династии будет похоронено в капелле иезуитской коллегии Ла Флеш, на территории провинции Сарт. Похоронный кортеж, следующий за сердцем короля, насчитывал 1200 человек.
Следующая операция после вскрытия – бальзамирование. Французских королей бальзамируют с 877 года, со смерти короля Карла Лысого. В отношении Генриха IV процедура проходила таким образом: тело освобожают от быстро портящихся органов – включая язык и глаза, затем протирают вином с благовониями, после этого заворачивают в простыни.
Следующий этап похорон – изготовление чучела короля. Чучело изготавливалось из соломы, одевалось в королевские одежды, при этом голова и руки выполнялись из воска, по муляжу, снятому с тела умершего монарха. К сожалению, из-за событий революции ни одно из чучел французских королей, служивших для церемонии похорон, не дожило до наших дней. Однако благодаря забракованным сохранившимся экземплярам мы можем представить на что они были похожи. Одно из чучел хранится в музее истории Парижа – Карнавале. Обычай создания чучела для похоронной церемонии существовал во Франции с 1422 года (похороны Карла VI) до 1610 года (похороны Генриха IV).
В случае похорон Генриха IV в течение 10 дней вокруг его «живого чучела», окруженного символами королевской власти (корона, скипетр и рука правосудия), происходил ритуал, имитировавший присутствие живого короля: чучело охраняли лучники и герольды, придворные присутствовали при вставании короля-чучела утром и уходе на сон вечером, повара накрывали стол в обед и вечером (несъеденные кушанья раздавались беднякам).
После этого тело короля перевесли из Лувра в Собор Парижской Богоматери, а оттуда в Аббатство Сен-Дени, кортеж сопровождали архиепископ города Санс и епископ Парижа. Как только кортеж достигает стен аббатства, процессию возглавляет настоятель аббатства Сен-Дени, при этом на территории аббатства епископ и архиепископ обязаны сменить свои одежды на такие же, как у других простых членов духовенства.
В Сен-Дени королевские регалии сопровождали умершего монарха до самого последнего момента, пока не будет произнесена знаменитая фраза: “Король умер … да здравствует король”. Сразу после этого королевские регалии отправляются в Реймс, где служат для коронации нового короля. Во время Великой французской революции 1793 года, однако, вековое благоговейное поклонение монархии было развенчано сродни “культу личности” Сталина.