28-30 октября 2008 г., состоялся первый в мире международный конкурс “Смерть в современном искусстве”.
Место проведения город Москва, ВВЦ, павильон №20.
Организаторами конкурса выступали Музей Мировой Погребальной Культуры (г. Новосибирск), Международная выставка похоронной индустрии “Некрополь” (г. Москва), HIART Gallery, (г. Москва).
В конкурсе-выставке принимали участие более 500 художников и скульпторов. К участию заявлено более
1000 работ. Помимо живописи (более 800 работ), графики (более 200 работ) и скульптуры (14 работ) на конкурс представлены декоративно-прикладное искусство, инсталляции, автоаэрография, ювелирные работы, тату-арт, фото-арт, фото-принт, иконопись, работы из песка, перфорация на металле, “килавар” – панно из обрезков коврового покрытия, видео-инсталляции, траурная одежда, шитье, коллажи, вышивка гладью, вышивка крестом, керамика, куклы, черепа, украшенные стразами, бисером, кристаллами Сваровски, роспись по дереву, по фарфору, резьба по дереву, матрешки, игрушки, инсталляции из кристаллов Сваровски, похоронное искусство, мемориальные архитектурные проекты (около 140 работ).
В произведениях искусства встречается большое разнообразие затронутых тем: от библейских сюжетов и работ иконописцев-современников до проблематики алкоголизма и наркомании, подросткового суицида. Художники не остались равнодушными к недавним событиям на Кавказе, на конкурс “сквозь войну” пришли работы и из Южной Осетии и из Грузии.
География участников изменила статус конкурса, изначально задуманного как Всероссийский, на Международный, так как помимо россиян свои работы представили авторы из 24 стран: Украины, Германии, Голландии, Белоруссии, Узбекистана, Израиля, Кыргызстана, Молдовы, Литвы, Казахстана, Грузии, Армении, Канады, Италии, Финляндии, Перу, США, Южной Осетии, Индии, Испании, Латвии, Польши, Франции.
Цели конкурса:
– Раскрытие творческого потенциала молодых художников, возрождение духовности и обрядовых традиций
– Стимулирование интереса к одной из “вечных” тем искусства, известной с древнейших времен до наших дней – теме ухода из жизни, физической и духовной смерти человека, бессмертия души
– Пополнение фондов Музея мировой погребальной культу
Почему “Тема смерти в современном искусстве”?
Смерть – великий вдохновитель искусства со времён наскальных рисунков до наших дней. В размышлениях о неизведанном создавались великие шедевры. Смерть – это часть постоянного процесса существования человеческого сообщества, а потому, как и жизнь, она многогранна, неоднозначна.
В последние годы в России идет процесс возрождения духовности, повышается интерес к историческим традициям. Погребальная культура – неотъемлемый элемент и духовное наследие любого цивилизованного общества. На новом качественном уровне формируется собственная – российская погребальная культура, которой долгое время не уделялось должного внимания ни на государственном, ни на бытовом уровне.
В Новосибирске создается первый в России Музей мировой погребальной культуры. У каждого участника конкурса есть шанс войти в историю и представить свою работу в экспозиции этого Музея.
Лучшие работы, отобранные европейскими экспертами, будут выставлены на выставках в музеях смерти в Касселе (Германия), Амстердаме (Голландия), на самой крупной похоронной выставке в Дюссельдорфе (Германия, 2010г.). Ведутся переговоры о выставках в США, Австрии, Англии, Италии. Работы лауреатов и финалистов, отобранные экспертным советом, будут выкуплены учредителями конкурса для пополнения фондов Новосибирского Музея мировой погребальной культуры.
Участники конкурса:
Студенты художественных учебных заведений России, а также начинающие творческую карьеру профессиональные художники и скульпторы
Участникам конкурса необходимо художественными средствами выразить многообразие и глубину темы Смерти в различных аспектах: историческом, культурологическом, философско-религиозном, психологическом, культурно-эстетическом, а также с точки зрения дилетанта (свободная тема).
Конкурс проводился по трем номинациям:
1) Живопись
2) Графика
3) Скульптура, инсталляция, декоративно-прикладное искусство (объединены в одну номинацию)
Примерный перечень тем для конкурсных работ:
– тайна предопределения
– умереть ради вечной жизни
– возрождение души
– переход
– последний крик души
– окно ухода
– загадки тьмы
– смерть на поле битвы
– жизнь через смерть
– трагическая смерть
– рациональность смерти
– смерть ребенка
– катастрофы века – авиа/ж.д. катастрофы, тайфуны, наводнения, землетрясения, автомобильные катастрофы
– устремление к смерти
– смерть дедушки
– гробница пуста (Библия)
– смерть мамы
– вечность с Богом
– горячие точки
– последний день на Земле
– величайший день жизни
– Божья воля
– в морге
– всадник на белом коне
– на смертном одре
– жизнь смерти
– отпевание
– память
– траурное шествие
– скорбь
– гражданская панихида
– христианское памятование о смерти
– свежая могила
– видения клинической смерти
– инквизиция, пытки
– смерть великих людей
– опускание гроба в могилу
– на кладбище
– венок памяти (круглый венок)
– ангел-хранитель
– траурная одежда
– траур (приспущенные флаги, черные ленты, убранство)
– Михаил-Архангел – предводитель войска ангелов на небесах
– небесные мытарства
– мертвое тело в гробу
– Царские врата рая
– мертвое лицо с венчиком
– райские гущи
– ад
– похороны Брежнева
– похороны Сталина
– похороны Дианы
– похороны Ленина
– любая хроника Харона
– воскрешение из мертвых
– казни
– самоубийство
– смерть наркомана
– смерть от алкоголя
– религиозные и этнографические обряды погребения
– военные похороны
– искушение дьявола
– символика смерти
– похоронные символы
– любые другие темы, связанные со смертью, погребением, памятью.
Приятно отметить, что похоронная отрасль впервые за многие годы выступила инициатором и организатором столь масштабного и представительного художественного события конкурса-выставки “Тема смерти в современном искусстве”. Если быть точным, то конкурс был спонсирован одним из ярких представителей нашей отрасли, большим энтузиастом и любителем прекрасного, основатель Музея мировой погребальной культуры, член Союза художников РФ, член Союза журналистов РФ, академик Европейской Академии естественных наук Сергей Борисович Якушин. Это давно выстраданное и целиком спонсируемое им мероприятие собрало 500 интересных, самобытных художников и скульпторов из 24 стран. Признаюсь, мы давно ждали такого события.
Не секрет, история знает множество примеров, когда творческая жизнь художника целиком была посвящена созданию только одного надгробия в память о заказчике, который при жизни оплачивал свой памятник, посмертный монумент. Сотни художников по всему миру работали всю свою жизнь, чтобы создать только одно монументальное сооружение, которое становилось впоследствии шедевром. Тысячи художников получали заказы на прижизненные и посмертные портреты, и это было их основным или значительным заработком. То же можно сказать о скульпторах, ковщиках, столярах, мозаичниках, литейщиках… Похоронка всегда кормила творческих людей.
К сожалению, в советское время уравниловки потребность в индивидуальных склепах, посмертных портретах, бюстах… была утрачена. Сергей Борисович неоднократно за последние годы пытался привлечь творческую интеллигенцию, в том числе писателей, поэтов, кинематографистов к участию в промышленной выставке “Некрополь”. Усилия были тщетны… И только в этом году, благодаря творческому подходу С. Б, Якушина, изменению концепции, в Москву пришло событие, о котором мы давно мечтали.
Благодарим всех, кто принял в конкурсе-выставке участие и поддержал большого друга художников – Сергея Якушина. Хочется надеяться, что от совмещения двух больших событий – художественной и промышленной выставок сложатся многие взаимовыгодные и творческие контакты.
ПРИЗЕРЫ
Номинация «Живопись»
III место
Гуляев Тимур, Новосибирск, Россия, диптих «В руках Посейдона»
Вишневский Андрей, Москва, Россия – картина “Девочка под кубом”
Сазонова Александра, Москва, Россия – “Не плачь, дитя”
Ключинская Ольга Гомель, Беларусь – “Смерть”
II место
Соколов Алексей, Москва, Россия – “Испытание”
Акиндинов Алексей, Рязань, Россия, “Следопыт”
Разноцветов Максим, Иркутская обл., Россия, Какая следующая цель?
Кашина Евгения, Москва, Россия, “Эликсир Бессмертия”
I место
Шелбаев Зураб, Москва, Россия – серия “Круги Ада”
Корчагин Максим, Санкт-Петербург, Россия – “Иисус-лифт”
Номинация “Графика”
II место
Назаров Андрей, Рязань, Россия – серия “Оракул”
I место
Зайцев Константин, Ставрополь, Россия – “Беспощадное время”
Номинация “Скульптура, декоративно-прикладное искусство, инсталляции”
III место
Бутко Ольга, Москва, Россия – работа “Смерть до жизни”
II место
Винокуров Глеб, Москва, Россия – траурные платья
I место
Дошукаев Владимир, Павлодар, Казахстан – инсталляция “Memento Mori”
Проведение конкурса «Тема смерти в современном искусстве» получила столь большую поддержку. Мне посчастливилось повстречать талантливого искусствоведа, большого сподвижника молодых художников России Наталию Папанову, директора московской галереи «HIART», которая во многом мне помогла. После того как я предложил ей сотрудничество, Наталия незамедлительно прилетела в Новосибирск, и уже через два дня мы объявили конкурс. В начале сообщение было опубликовано на интернет-сайтах, затем информационное письмо разошлось по тысячам адресов. Спустя месяц после объявления конкурса в Москве и в Новосибирске была первая сотня заявок.
Давно вынашивал идею такого конкурса, разговаривал со многими людьми искусства, работниками музеев. Среди моих друзей их много, ведь я больше шести лет на «Сибирской Ярмарке» проводил выставку «Свежее искусство Сибири». Признаюсь, среди искусствоведов получил мало поддержки. Мне говорили, что тема не актуальна, многих оттолкнет, предостерегали, что «желтая» пресса высмеет и дискредитирует идею.
Начал информационный поиск в интернете, искал картины на тему смерти, вечной жизни, анализировал статистику по отдельным художникам. Простой социометрический анализ убедил меня в правильности выбранной темы. Не было ни одного из современных художников, кто бы ни затрагивал прямо или косвенно тему смерти. Составил перечень близких тем. Таких оказалось больше ста. Выходило, тема смерти касается каждого без исключения автора. В том числе и тех, кто во время моих попыток разговора с ними даже слышать не хотели ничего о смерти. Поразительно, когда я начинал говорить с художниками, некоторые отрицали свой творческий интерес к заявленной теме. Но когда я ссылался на их же произведения, выставленные на разных сайтах, признавали, что, действительно, к их собственному изумлению, они во многих деталях и неоднократно уже исследовали эту тему. Изумлению самих художников не было предела. Они делали удивительные открытия о собственном творчестве и самих себя, они не могли поверить, что тема смерти пронизывает творчество с первых их картин и продолжает затрагивать самые глубокие струны собственной психики, что выливается в создание все новых и новых полотен. Лишь четверть произведений были специально созданы для участия в конкурсе. Остальные картины художники достали из своих запасников и архивов.
Еще раз благодарю всех, кто помогал в организации международного конкурса ” Смерть в современном искусстве”, и всех, кто принимал участие в конкурсе-выставки.
Тема смерти в музыке – http://funeralportal.ru/library/1195/23686.html