Жизнь и смерть в картине Поля Гогена | Музей Мировой Погребальной Культуры

Жизнь и смерть в картине Поля Гогена

Жизнь этого французского художника оказалась тесно связана со смертью.

Эжен Анри Поль Гоген (1848 — 1903) — французский живописец. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма

1890-е годы явились для Поля Гогена трагичным периодом, периодом тяжёлых утрат. Особенно остро и непримиримо живописец переживал смерть своей любимой и единственной дочери. Именно в этот переломный период своей жизни Гоген создаёт масштабное полотно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?». Душевное состояние художника пошатнулось и он попытался совершить самоубийство после написания картины. Однако смерть отвергла его и Гоген выжил.

Таити, Французская Полинезия. Дом, в котором последние годы жил Гоген.
Таити, Французская Полинезия. Дом, в котором последние годы жил Гоген.

Картина «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?» отражает глубокие философские размышления и переживания художника относительно смысла человеческого существования, предназначения человека.

 

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. На поверхности холста художник развернул историю человеческой жизни от рождения до смерти, расположив ее вокруг идола, поднятые руки которого тянутся к созревшим плодам. Справа три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, “старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям”.

«Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?», 1897 г.
«Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?», 1897 г.

 

На картине Гогеном были зашифрованы послания, значение которых является таким:

1. СПЯЩИЙ РЕБЕНОК символизирует человеческую душу до ее земного воплощения. Гоген был мистиком, увлеченным теософией, и считал, что человеческие души до нисхождения в материальный мир пребывают в младенческом блаженстве на небесах.

2. СОБАКА — символ бед, которые поджидают человека на земле.

3. ТРИ ЖЕНЩИНЫ символизируют первую стадию пребывания человеческой души в телесной оболочке до открытия в ней стремления к самопознанию. Эти женщины не вязнут в самокопании, не мучаются сомнениями, а бездумно отдаются счастью материального бытия.

4. МУЖЧИНА, СРЫВАЮЩИЙ ПЛОД С ДРЕВА ДОБРА И ЗЛА, — символ пробуждения в человеке стремления к постижению тайн мироздания. Как теософ Гоген полагал, что влечение к открытию тайн мироустройства заложено в человеке изначально. Но в ком-то оно пробуждается, а в ком-то нет.

5. ФИГУРА С РУКОЙ НА ГОЛОВЕ олицетворяет вторую стадию развития человеческой души, когда она приходит в отчаяние от невозможности найти ответы на «проклятые вопросы» бытия.

6. ДВЕ ФИГУРЫ В КРАСНОМ. На картине они олицетворяют третью ступень душевного развития, когда человек приобретает способность анализировать. Это два мудреца, поверяющие друг другу свои мысли.

7. ПТИЦА — символ духовного пути, взятый Гогеном из древнеегипетского искусства.

bFON8YPgTlM

 

8. ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ символизирует душу на высшей стадии развития, когда она постигает смысл своего земного воплощения. Он заключается в том, что душе необходимо закалиться в страданиях. Женщина в черном скорбна, но спокойна, поскольку ей открыто, что за страданиями, на которые обречены в этом мире люди, выбравшие духовный путь, следует загробное воздаяние — радостный покой.

9. ИСТОЧНИК — символ вечности, течение жизни.

10. СТАТУЯ БОЖЕСТВА олицетворяет надежду на воскресение на небесах освобожденной души, некий потусторонний мир.

11. ФИГУРА ПОДРОСТКА символизирует зачаточный уровень развития души у тех, в ком стремление к самопостижению так и не раскрылось и кому знакома только жизнь тела.

12. КОЗА, КОТЕНОК И ЩЕНОК — это, по словам Гогена, символы беспечного существования, в котором пребывает царство материальной природы, не знающее мук духовного поиска.

13. ОБНАЖЕННАЯ ЖЕНЩИНА— символ чувственного наслаждения, за которым гонятся те, кто живет по законам материального мира.

14. СТАРУХА символизирует обреченность тела на смерть. Ее неразвившаяся душа будет обречена на аморфное существование, не знающее мук, но и не знающее радости.

15. ПТИЦА С ЯЩЕРИЦЕЙ В КОГТЯХ — символ неизбежности смертного часа.