Фридерик Шопен и его похоронный марш | Музей Мировой Погребальной Культуры

Фридерик Шопен и его похоронный марш

Одно из самых известных произведений в мировой траурной музыки – похоронный марш Фридерика Шопена. В сущности, это даже не самостоятельное произведение, третья часть сонаты для фортепиано №2 си бемоль минор.

Фридерик Франтишек Шопен (1 марта 1810 – 17 октября 1849) польский композитор-романтик и пианист.

Происходил из семьи учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. Родился в местечке Желязова Воля под Варшавой.

С раннего детства проявил недюжинные музыкальные способности. Начал выступать с концертами с 5 лет, а в 10 – уже был виртуозом, не уступавшим в технике взрослым музыкантам.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано брал уроки композиции. Много путешествовал по Европе, посещая крупнейшие оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.

Первое же европейское турне, как пианиста, стало для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже.

В тридцатые годы XIX века пишет основные свои произведения: баллады, скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Активно занимается педагогической деятельностью.

А вот личная жизнь композитора не складывается. Жениться на первой своей любви он не смог в силу того, что родители избранницы сочли его финансово не состоятельным.

Острые переживания расставания сказались на его музыке: именно в этот период появляется его знаменитая соната №2 с тем самым похоронным маршем.

Через год он влюбляется в знаменитую писательницу Жорж Санд, но увлечение феминизмом мешает Авроре Дюдеван (таково настоящее имя писательницы) построить по-настоящему прочные отношения с композитором.

С Санд Шопен долгое время прожил на Майорке, где влажный климат и напряженные отношения с любимой спровоцировали у композитора туберкулез, который в будущем привел его к смерти.

Смерть и похороны

Разрыв с Жорж Санд случился в 1847 году. После этого, уже изрядно больной, Шопен совершает свое последнее турне по Великобритании, а по возвращении в Париж дает еще несколько концертов, а затем уже не встает с постели.

Смерть композитора наступила 17 октября 1849 года. Ее причиной стал осложненный туберкулез легких.

 

Правда, некоторые современные врачи утверждают, что причиной смерти явились легочные проявления муковисцидоза – системного наследственного заболевания, обусловленного генной мутацией и характеризующееся поражением желез внешней секреции и тяжелыми нарушениями функций органов дыхания.

Хоронили Фридерика Шопена 30 октября на кладбище Пер-Лашез в Париже. По его собственной просьбе известные оперные артисты того времени – Дюпон, Полина Виардо и Кастеллан исполнили Реквием Моцарта. На церемонии звучал также собственный Похоронный марш Шопена в оркестровой версии.

По завещанию композитора его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, где замуровано в Костеле Святого Креста в Варшаве, а посмертную маску композитора и слепок с его левой руки можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле.

Чем же можно объяснить желание Шопена быть «похороненным по частям»?

Конечно, одной из причин стала любовь к родине, с которой он вынужден был расстаться, но существует версия, что существовала и другая, более странная причина столь настойчивого желания.

Уже находясь при смерти Шопен сказал:

«Земля душит… Когда этот кашель убьет меня, я заклинаю вас: прикажите вскрыть мое тело, чтобы меня не похоронили заживо».

Страх быть похоронным заживо был свойственен многим людям того времени, поскольку клиническая смерть и летаргический сон на тот момент были исследованы очень слабо.

Доподлинно известны несколько случаев погребения заживо. Чтобы подобные ужасающие ситуации не повторялись, приходилось принимать меры: например, чаще стали изготавливаться безопасные гробы с колокольчиком, в который можно было позвонить изнутри.

Последние слова Шопена перед смертью

Как и со многими известными людьми, относительно последних слов Шопена перед смертью существует несколько версий.

Версия первая:

«Она обещала, что я умру у нее на руках» (имеется ввиду Жорж Санд).

Версия вторая:

«Сыграйте Моцарта в память обо мне».

Версия третья:

«Редко кого Господь сподобит узнать, когда наступит его смертный час».

Версия четвертая:

«Наконец-то я припаду к источнику Благодати!»

Но, пожалуй, самая известная, уже упоминавшаяся, пятая версия о недопустимости похорон заживо.

Похоронный марш

 Третья часть фортепианной сонаты №2 си бемоль минор (собственно, похоронный марш) как бы стоит в центре всего произведения.

Он написан в трехчастной форме.

В первом разделе особенно важны равномерные басовые аккорды, которые подчеркнуты пунктирным ритмом верхнего голоса. Принято считать это имитацией колокольного звона.

Во второй части скорбь сменяется некоторым утешением, как будто сквозь черные тучи (пусть и временно) пробивается солнечный луч. Грусть здесь светла и напевна.

Тональное построение третьей части подобно построению первой.

Заключительная часть всей сонаты – логическое продолжение похоронного марша. Это, по выражению русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна, «ночное веяние ветра над гробами на кладбище». Это продолжается примерно минуту. Оба голоса звучат в унисон. Ритмическое напряжение сочетается здесь с гармоническим, диссонансом.

Почему же именно Похоронный марш Шопена стал наиболее известным и часто исполняемым произведением в своем жанре?

Причин тому несколько. Исследователи творчества композитора предполагают три основных.

  1. Вторая фортепианная Соната, пример крупной формы в творчестве композитора, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие фортепианной музыки, прежде всего тем, что в ней присутствуют нетипичные для сонаты музыкальные ходы. Траурный марш становится центром всего произведения, которое достигает выразительной мощи и силы эмоционального воздействия целого оркестра лишь с помощью средств фортепиано.
  2. Сам по себе Шопен – фигура трагическая. Как и многие композиторы романтики, он – сам воплощение романтического героя – исключительный человек в исключительных обстоятельствах, в которых тесно переплелись трагедия личная и трагедия родины и народа. Возможно, поэтому траурный марш Шопена становится музыкальным сопровождением похорон многих публичных лиц.
  3. Основная тема похоронного марша легко запоминающаяся и легко узнаваемая. Достаточно лишь раз ее услышать, чтобы запомнить на всю жизнь, но при этом она совершенно небанальна. При минимуме средств, при ритмической простоте, чуть ли не аскетической сдержанности – максимум воздействия.