Картины Эндрю Ньюэлла Уайета о смерти | Музей Мировой Погребальной Культуры

Искусство и смерть. Тревожный мир Эндрю Ньюэлла Уайета

Работы Эндрю Ньюэлла Уайета

«Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути. Который в два раза лучше прежнего».

Эндрю Ньюэлл Уайет (1917—2009гг.) — американский художник-реалист ХХ века.

Основная тема работ — провинциальный быт и американская природа. Мир Уайета – это очень тревожный мир. «Господи, когда я начинаю по-настоящему во что-то вглядываться, в простой предмет, и осознавать его сокровенный смысл, если я начинаю ощущать его, этому нет конца», – такими словами описывал сам художник процесс своего творчества. Досконально выписанные подробности окружающего мира на полотнах Уайета открывают дверь в бесконечность, образы возводят к прообразам.

"Разрыв"
“Разрыв”

В 1945 г. в железнодорожной аварии погиб отец Уайета. Щемящее чувство утраты выражено в написанной вскоре картине «Winter» («Зима»). Потеря самого близкого человека стала переломным событием не только в личной жизни, но и в творчестве Уайета.

"Зима"
“Зима”

В 1948 г. Эндрю пишет свою самую знаменитую картину, ставшую иконическим произведением всей американской живописи XX века, – «Мир Кристины». На картине изображена Кристина Ольсон, соседка Уайета по его летнему дому в штате Мэн, сидящая в поле и смотрящая на свой дом. Кристина страдала от последствий полиомиелита, и её целеустремлённость и сила духа поражали Уайета. Художник писал о ней: “Кристина была ограничена физически, но никак не духовно”. Может показаться парадоксальным то, что одним из символов Америки стало изображение ползущей по полю девушки с парализованными ногами. Да и вообще трудно найти что-то более далёкое от господствующего в современном массовом сознании образа США, чем погружённые в глубокую меланхолию, бесконечно одинокие герои полотен Уайета. Однако это не помешало ему приобрести огромное количество поклонников и стать в подлинном смысле слова народным американским художником. И дело тут вряд ли лишь в его изобразительном языке, понятном для простых людей и высмеиваемом недалёкими художественными критиками как «простое иллюстраторство».

"Мир Кристины"
“Мир Кристины”

Уайет был певцом Севера – северо-востока США прежде всего, но ощущающим также и глубокое родство с землёй своих предков на севере Европы. Отголоски нордических преданий присутствуют на многих из его полотен – таких, как картина 1982 г. «Adrift» («По течению»). Она представляет старого друга художника, рыбака Уолта Андерсона, спящего в плывущей по течению лодке, образ которого навевает воспоминания об обрядах, с которыми отправляли в иной мир своих соратников викинги.

"По течению"
“По течению”

Творчество Уайета глубоко религиозно, хотя религиозность эта почти никогда не выражается напрямую. Одно из немногих исключений – картина 1944 г. «Christmas Morning» («Утро Рождества»), которую художник написал под впечатлением от смерти своей давней знакомой Миссис Сандерсон. В несвойственной для себя сюрреалистической манере Уайет стремится изобразить переход человеческой души из одного мира в другой, смерть – как продолжение пути, как рождение в новой жизни.

"Утро Рождества"
“Утро Рождества”

Та же тема присутствует и во многих других произведениях художника, хотя понять это зачастую можно лишь если знать обстоятельства их создания. Так, в картине 1993 г. «Marriage» («Брак») Уайет изображает смерть своих друзей, семейной четы Сипала, души которых покидают их тела и удаляются через открытое окно, а в картине 1989 г.

"Брак"
“Брак”

«Pentecost» («Пятидесятница») ветер, колеблющий рыбачьи сети на острове Аллен, воплощает в себе душу молодой женщины, незадолго до того там утонувшей.

"Пятидесятница"
“Пятидесятница”