Музей смерти | Музей Мировой Погребальной Культуры

Музей смерти

Музей Мировой Погребальной Культуры

Interfax-Russia.ru – Первый и единственный в России Музей погребальной культуры открылся в Новосибирске.

Инициатива создания музея принадлежит местному бизнесмену Сергею Якушину. В 2003 году на территории базы “Военторга” он организовал мемориальный комплекс “Парк памяти”, где сначала расположился крематорий, а затем и уникальный музей.

В настоящее время в коллекции музея более 10 тыс. экспонатов, посвященных погребальным традициям XVII-XIX веков. В том числе около 200 траурных платьев, разномасштабные модели катафалков, 1,5 тыс. гравюр на тему погребения и траура, около 1 тыс. картин и скульптур.

“Хронологический отрезок экспозиций выбран не случайно. Именно XIX век ознаменовал расцвет мемориальной культуры”, – рассказала Interfax-Russia.ru директор Музея погребальной культуры Татьяна Якушина.

Коллекция музея пополняется новыми экспонатами за счет пожертвований других музеев мира, родственников усопших, неравнодушных к истории, культуре погребения и увековечивания памяти.

Ранее часть экспонатов выставлялась в здании Новосибирского крематория. Также организаторы музея регулярно устраивали выездные выставки во многих музеях России.

“Мы провели уже более 20 выездных тематических выставок в музеях Красноярска, Кемерово, Барнаула, Новосибирска, Новокузнецка. Например, сейчас наша выставка “Дамский траур” проходит в музее города Северска Томской области”, – сообщила Якушина.

В настоящее время у музея есть собственное двухэтажное здание площадью 500 кв. метров. Ранее в этом здании располагалась котельная “Военторга”, затем здание переоборудовали под музей. На эти работы ушло в общей сложности около 14 млн долларов частных средств.

Музей интересен своим уровнем визуализации – редким для российских музеев, но столь популярным в Европе и США. В частности, в нем много сюжетных инсталляций. Например, опознание в старинной бальзаматорской, прием заказа в похоронной конторе, пошив траурного платья, прощание родных с умершим, траурное шествие. Все эти сюжеты в детально воспроизведенных интерьерах разыгрывают манекены в одеждах XIX века.

Есть в музее и очень странные с точки зрения для современного зрителя инсталляции. Например, фотомастерская, где идет фотосеанс post-mortem (съемка покойника в “живой” позе вместе с родственниками). Этот необычный жанр фотографии возник в Англии в середине XVIII века и просуществовал практически до конца XIX века. Такие посмертные снимки были не столько напоминанием о бренности жизни, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Особенно популярно было в то время фотографирование умерших детей и новорожденных. И поскольку уровень детской смертности в викторианскую эпоху был весьма высок, то такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.

“Раньше только богатые люди могли иметь посмертные портреты своих близких, ведь работа художников стоила очень дорого. Но с появлением фотографии создание памятных картин стало доступнее. Снимки стоили дешевле, чем рисованные портреты, и поэтому даже представители низших слоев населения могли оплатить визит фотографа”, – рассказала директор Музея погребальной культуры.

Как пояснила собеседница Interfax-Russia.ru, Музей погребальной культуры был создан не для того, чтобы воспитывать интерес к смерти и любоваться ей. Его задача – тактично и подробно рассказать о формах прощания с усопшими и способах сохранения памяти о предках. По большому счету, это своеобразный музей культуры памяти.

Помимо сюжетных экспозиций в музее также есть уникальная коллекция гравюр, мемориальных украшений, медалей и жетонов, почтовых открыток, документов (объявления похоронных бюро, расценки, некрологи, свидетельства о смерти), посвященных погребальным и поминальным традициям XIX века.

“У нас есть большая коллекция постижерных изделий XIX века – это различные украшения из волос усопших, которые родственники носили в память о них”, – пояснила Якушина. Такие украшения были особенно популярны в Англии, США и России.

Кроме того, отдельные разделы музея посвящены традициям светского и народного прощания с умершими и истории кремации.

Как известно, кремацию как вид погребения использовали еще в доисторические времена. Древние люди воспринимали огонь как божество и считали, что предание огню тела умершего родственника защитит его в загробном мире.

В Европе кремацию впервые стали широко применять в Древней Греции. Греки считали, что сжигание умершего очищает его душу и освобождает ее от земного тела. Затем вместе со многими другими обычаями и ритуалами, перенятыми римлянами у Древней Эллады, кремация как вид погребения широко распространилась в Древнем Риме. И именно в Древнем Риме появился обычай хранить кремированные останки в украшенных урнах в особых местах – колумбариях.

Позднее с принятием большинством народов Европы христианства кремацию повсеместно заменили погребением в землю.

В Западной Европе кремация возродилась во второй половине XVIII века. В 1869 году Международная медицинская конференция, проходившая в итальянском городе Флоренция, приняла резолюцию, в которой призывала к широкому распространению кремации, как способствующей “сохранению здоровья и земли для живых людей”. Призыв медиков поддержали во многих странах Европы, Америки и в Австралии. Так, в 1878 году первые крематории построили в английском городе Уокинг и немецком городе Гота.

Что касается России, то первый гражданский крематорий в нашей стране появился в 1917 году во Владивостоке. Однако кремация не получила широкого распространения из-за многовековых православных традиций погребения тел умерших в земле. И лишь в начале XX века под влиянием революционных настроений и атеистических идей в нашей стране появились первые кружки приверженцев кремации.

В настоящее время в России 15 крематориев в 12 городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Артеме, Владивостоке, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Челябинске, Норильске, Ростове-на-Дону, Сургуте и Новосибирске.

Кстати, у Новосибирского крематория есть свой колумбарий (хранилище урн с прахом). Сейчас на втором этаже музея располагается отдельный выставочный зал – лекторий, посвященный известным людям, кремированным в Новосибирске. В настоящее время там представлена экспозиция, посвященная знаменитому российскому дирижеру Арнольду Кацу.

Музей мировых погребальных культур в Новосибирске – первый музей похоронного дела в России. Он был создан при поддержке Европейской ассоциации музеев смерти. В настоящее время музей не только ведет выставочную деятельность. Его сотрудники также описывают и анализируют многовековые традиции культуры увековечения памяти, искусствоведческие основы монументальной пластики народов России, Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Арабского Востока, кроме того они работают в рамках программы UNESCO по сохранению мирового наследия похоронной культуры.

Обозреватель Наталья Пономарева

www.interfax-russia.ru