Никита Донцов. Смерть как продолжение жизни или интересно до ужаса | Музей Мировой Погребальной Культуры

Никита Донцов. Смерть как продолжение жизни или интересно до ужаса

Донцов Никита, 10 б класс, Гимназия 14 “Университетская”, Новосибирск

Каждый сам решает, как расширить мир своих познаний и впечатлений: кто-то выезжает за город, чтобы разбавить серые будни цветными красками природы; кто-то открывает новую книгу в надежде насладиться интересным миром приключений; а некоторые посещают музеи.

Это достаточно редкое увлечение – посещать музеи своего города. Мало кто готов провести досуг среди музейных экспонатов. И напрасно.

Большинство представляет себе посещение музеев лишь как часть туристической поездки. Безусловно, это делает впечатления от путешествия ярче и полнее. Но разве не интересно изучить глубже свой город. Узнать, что в нем захватывающего и неожиданного. Например, оказывается, в Новосибирске есть очень необычные музеи, каких, возможно, нет больше нигде.

Музей погребальной культуры находится на территории Новосибирского крематория. В России такой музей только один, а всего в мире их около десятка. Сам крематорий построен по высоким стандартам: торжественное здание в стиле классицизма, окруженное прекрасным парком, на территории которого расположена целая коллекция памятников со всех уголков мира.

Смерть связана с грустью и печалью. Но когда ритуал похорон проходит в такой красивой,  спокойной, торжественной обстановке, вместе с горечью прощания с близким человеком возникает чувство возвышенности и значимости этого момента. Смерть начинает восприниматься как часть жизни. Видимо, именно в этом кроется основной смысл погребальной культуры, которая существует, живет и развивается в разных видах во всех странах, у всех народов.

Владелец и разработчик концепции музея, бизнесмен, культуролог и журналист Сергей Якушин, будучи онкологическим больным, сам имеет экзистенциальный опыт по этой теме. Он же – инициатор создания крематория, Парка Памяти и многочисленных арт-акций, которые там проходят.

При входе в музей сразу чувствуется наполненность экспозиции – буквально на каждом сантиметре стен, стеллажей, витрин расположены картины, иконы, старые могильные плиты, элементы траурных одеяний и другие составляющие российской и мировой погребальных культур. Глаза разбегаются при виде такого множества траурных экспонатов.

Первое, что привлекает внимание – катафалк, большой черный лакированный гроб на колесах. Черные шторы, скрывающие сам гроб, украшены золотой лентой, складки аккуратно свисают и придают катафалку торжественный вид; красивые статуи ангелов, стоящие по бокам от фигуры возницы, говорят о дороговизне повозки. Но самое интересное, как всегда, внутри – настоящий цинковый саркофаг русского купца Горохова, в котором этот замечательный человек, дальновидный предприниматель, благотворитель широкой души, активный сторонник просвещения, был похоронен на территории старого Бердска в 1907. В 1957 году Бердск был затоплен при строительстве Новосибирской ГЭС, и могила купца долгое время была под водой. В 2008 году, когда Обское море обмелело, склеп был найден и теперь находится в Новосибирске.

Похожая экспозиция, но меньших размеров размещается на длинной полке – такой же катафалк, точнее его макет, едет по небольшой деревеньке. Здесь же представлен макет траурного поезда. Траурные поезда используются для доставки тел к месту их погребения. В прошлом такие поезда использовали в особо торжественных случаях, например, похороны правителей государства или важных особ.

Посмертные фотографии (Post-mortem photography – обычай фотографирования недавно умерших людей в кругу родственников, появившийся в XIX веке) поражают тем, что на них порой трудно отличить живых от покойников. До ужаса, в полном смысле, удивляют сцены бальзамирования, представленные фигурами в полный рост.

Представлен здесь и интерьер похоронного бюро ХIХ века с фигурами служащих и родственников усопших в натуральную величину. Музей содержит коллекции могильных плит, посмертных масок известных людей таких, как Гоголь и Есенин, атрибутику траурной моды и украшения.

Законодательницей траурной моды в Европе стала английская королева Виктория. Скорбь зависела от сословия: чем выше ранг почившей особы, тем внушительнее должен быть траур. Сама Виктория носила траур 40 лет по усопшему мужу – принцу Альберту.