Зачем русские ставили на могилах кресты с крышами | Музей Мировой Погребальной Культуры

Зачем русские ставили на могилах кресты с крышами

С началом христианской эры на Руси постепенно уходит в прошлое языческие пышные курганные захоронения, уступая место церковным погребениям.

Мы попытаемся детально в рамках данной небольшой статьи рассказать о типах и видах захоронений средневековой Руси.

Анализ форм погребения, выявленных археологами, дает возможность, прежде всего, выделить обычную грунтовую яму как основное и простейшие сооружение для помещения тела умершего в землю. Хоронили как просто тело, реже в деревянных гробах и колодах. Часто усопшего просто завертывали в бересту.

Следующей большой группой  погребальных сооружений, применявшихся в обряде захоронения населения средневековой Руси, являются каменные гробы.  Каменные саркофаги  одна из самых интересных групп погребальных сооружений, появившихся на Руси в                   XI веке.

Широко известен великолепно орнаментированный мраморный саркофаг Ярослава Мудрого, находившийся в алтаре придела Святого Владимира Софийского собора.        Это произведения константинопольских мастеров первой трети XI века, послужило образцом для последующих княжеских погребений.

Следующим тип погребальных сооружений Руси – это кирпичные гробницы. В настоящие время зафиксировано около 100 таких находок в основном в южной Руси.

В Северо-Восточной Руси найдена только одна кирпичная гробница в Старой Рязани.

Одной из групп погребальных сооружений, использовавшихся в храмах-усыпальницах средневековой Руси, являются аркосольные ниши или аркосолии. О широком их применении, говорит тот факт, что аркосолии выявлены  во множестве храмах средневековой Руси. Самая большая концентрация данного вида погребений  – это Смоленск, здесь найдено около 13 такого рода усыпальниц.   Как правило, нищи для погребения представляют собой прямоугольное углубление с арочным завершением в толще стены культовой постройки.

Некоторое внимание необходимо уделить такой форме захоронений как «рака»  (от латинского « arca» – ящик, гроб) Рака представляет собой погребальное сооружение прямоугольной формы, которое-с останками человека внутри – устанавливаться в интерьере храма-усыпальницы.

Самые ранние из сохранившихся на сегодняшний день средневековых рак, а вернее их фрагменты в виде крышек с резными и рельефными изображениями, относиться к  XVI веку. Это крышки деревянных рак 1566 г. Соловецких чудотворцев Зосимы (храниться  в Государственной Третьяковской галереи) и Савантия (храниться в Музеях Московского Кремля), новгородского архиепископа Евфимия (первая половина XVI века) и Иоанна(1552 г), неизвестного святителя середины XVI века и преподобного Варлаама  Хутынского(1560). Значительно лучше представлены в храмах и усыпальницах и музейных собраниях раки более позднего происхождения.

На территории Древней Руси в домонгольский период отмечено использование и такого специфического вида погребальных сооружений, как, крипта. В средневековой западноевропейской архитектуре так называли часовни под храмом, служившие для погребения. Однако следует сразу отметить, что широкого применения крипт на Руси не было. Случаи их устройства в подпольном пространстве храмов-усыпальниц единичны, причем все они зафиксированы в Полоцке и его окрестностях. Самая известная крипта Полоцка  – крипта Ефросиневского монастыря. Здесь большая 2*4 метра  камера была устроена под полом в северной галереи храма; пол камеры и территория вокруг камеры были украшены  мозаикой из смальты желтого, зеленого и коричневого цветов. Концентрация их практически в одном месте (Полоцк), говорит, возможно, об участие в строительстве храмов Полоцка мастеров, хорошо знакомых с традициями устройства крипт в церковной архитектуре романского запада.

Древнерусские погребальные традиции были во многом уникальным явлением средневековой Европейской культуры, именно на Руси в этом перекрестии византийского и западного влияния замешенного на богатой славянско-языческой культуре могли родиться удивительные шедевры искусства, которые поражали как современников, так и нас далеких их потомков.

Литература.

1 Арциховский А.И.  Археология России. М.,2003 г.

2 Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI –XVI веков. М.,2004 г.

3 Рыбаков Б.А. Искусство Древней Руси М.,1989 г.